Страхи и возражения клиентов в консалтинге: опыт METOD

Рынок консалтинга активно развивается в России ещё с 1990-х годов.

Рынок консалтинга активно развивается в России ещё с 1990-х годов. По данным RAEX, выручка крупнейших поставщиков консалтинговых услуг за 2021 год составила 96 млрд рублей, что на 12% больше, чем в 2020 году. В 2022 году российский рынок консалтинга покинули крупные иностранные игроки, но спрос на услуги консультантов среди российских бизнесменов только возрос: кризисный период повышает интерес к оптимизации бизнеса, а услуги внешних специалистов становятся всё более привлекательными с точки зрения корреляции пользы консультаций и расходов предприятия. Однако, несмотря на очевидный интерес компаний, страхи клиентов по-прежнему остаются естественной частью сотрудничества с консалтинговыми агентствами.

В сегодняшнем материале рассказываем что из себя представляет консалтинг, когда имеет смысл обращаться за помощью к консультантам, а также обсуждаем с сотрудниками METOD что именно чаще всего вызывает опасения у клиентов и обоснованы ли их страхи.

Что такое консалтинг для бизнеса, как он устроен и зачем он нужен

Консалтинг – это помощь компаниям в различных вопросах бизнеса, привлечение сторонних консультантов для решения задач, связанных с оперативным функционированием или развитием организации. Консультирование представителей предприятия затрагивает самые разные сферы ведения бизнеса: управление, проработка стратегии, маркетинговое консультирование, IT-консалтинг, а также юридическое сопровождение, GR-консалтинг, финансы, бухгалтерия, HR и другие направления.

К сторонним экспертам обращаются и крупные корпорации и небольшие стартапы. Когда бизнес сталкивается с нехваткой экспертизы или недостатком опыта руководителей и штатных сотрудников, внешние специалисты берут дело в свои руки: проводят аудит компании, выявляют проблемы, находят причины, помогают решить имеющуюся сложности и минимизировать риски. Эксперты используют опыт и знания, чтобы помочь клиентам улучшить бизнес-процессы, повысить производительность, вывести качество продуктов или услуг на новый уровень и разработать новые эффективные стратегии.

Зачем компании обращаться в консалтинговое агентство

Любой бизнес несёт в себе множество рисков: нестабильность рынка, взлёты и падения клиентского спроса, сложности во взаимодействии с контролирующими органами или партнёрами. Чтобы не просто держаться на плаву, а наращивать прибыль, расширять деятельность и трансформировать уровень развития компании, организации важно оставаться «в тонусе»: оперативно реагировать на изменения рынка и законодательной базы, следить за уровнем лояльности сотрудников и клиентов, поспевать за тенденциями и корректировать стратегию.

Сохранять все эти аспекты на должном уровне за счёт внутренних специалистов не всегда легко: недостаточная экспертиза или замыленный взгляд часто мешают увидеть картину целиком и вовремя обратить внимание на назревающую проблему. Консультанты же специализируются на решении сложностей ведения бизнеса: оперативно находят проблемные места, подбирают нужных экспертов и предлагают выигрышные стратегии решения задач.

Работа с консалтинговым агентством даёт множество преимуществ для организации и её руководства:

  • Экспертиза. Консалтинговые агентства имеют богатый опыт и экспертизу в решении сложных бизнес-проблем. В штате компании может элементарно не быть соответствующих специалистов нужного уровня. Работая же с агентством, клиент получает в распоряжение навыки и знания не одного консультанта, а целого пула экспертов, а значит для решения каждой задачи найдётся подходящий специалист;
  • Опыт. Любая компания – закрытая система с уникальным, но ограниченным, опытом. Консалтинговые компании же имеют дело с множеством бизнесов: консультант располагает знаниями, которые позволяют вести аналитическую работу, формировать прогнозы и эффективно находить решения задач. К тому же эксперт может располагать уже готовыми идеями, которые успешно реализовывались в работе с другими организациями;
  • Объективность. Консультанты не связаны с компанией и не имеют в ней никакого интереса для себя, кроме как качественно выполнить свою работу и добавить успешный кейс в портфолио. Вкупе со свежим взглядом со стороны и глубокой экспертизой это позволяет точно оценить ситуацию и предложить оптимальные решения;
  • Ресурсы. Консалтинговые агентства имеют доступ к более широкому диапазону ресурсов, чем доступно внутри компании: отлаженные технологии, инструменты, а также навыки и знания экспертов, которые используются для решения проблем;
  • Доступность. Обратиться в консалтинговое агентство за решением разовой или комплексной задачи – быстрее и дешевле, чем искать профильного специалиста с необходимой экспертизой в штат;
  • Экономия времени. Вместо того, чтобы тратить ресурсы на попытки разобраться в проблеме самостоятельно, компания может оперативно обратиться в консалтинговое агентство и сэкономить время, которое бывает так важно в решении бизнес-задач;
  • Гибкость. Консультанты могут решать задачи комплексно или брать на себя лишь определённый этап выполнения проекта, сотрудничать краткосрочно или брать на себя функцию постоянного аутсорсера – это даёт клиентам возможность выбирать подходящий формат работы и достигать максимального результата.

Когда консалтинг необходим бизнесу

В зависимости от стадии развития компании возникают разнообразные сложности, которые требуют индивидуального подхода к их решению, поэтому причины обращения к консультантам могут быть очень разными:

В бизнесе нет темпа развития и роста. Если ваша компания замедлила темп развития, стоит на месте несколько месяцев или лет, не достигает требуемого роста, и все попытки исправить ситуацию безрезультатны, высшие руководители, как правило, прибегают к стандартным методам, которые уже устарели или не приводят к успеху, а иногда и вовсе не знают, как поступить. В такой ситуации эксперты могут провести необходимую диагностику и выбрать наиболее подходящий метод решения проблемы с помощью современных инструментов и исследований.

Бизнес несёт убытки. Если организация испытывает значительные финансовые потери и находится на грани банкротства, необходимо получить новый взгляд на ситуацию со стороны и разработать детальный бизнес-план, который поможет привести все процессы предприятия в рабочее состояние. В такой ситуации крайне важна специализированная помощь от опытных консультантов.

Нужна маркетинговая стратегия. Когда бизнес нуждается в маркетинговой или PR-стратегии для продвижения компании или её продуктов, но штат не укомплектован маркетинговым отделом или специалистом, который мог бы взять на себя такую задачу, разумно обратиться в консалтинговое агентства за квалифицированной помощью.

Бизнес меняет структуру или реорганизует подразделения. Консультанты оказывают необходимую юридическую поддержку, помогают с управленческими вопросами и в грамотном перераспределении функций между сотрудниками и группами сотрудников. Компетентный взгляд со стороны в таких сложных и масштабных задачах лишним не бывает.

Застой в корпоративной культуре и HR. Развитии корпоративной культуры и HR-возможностей, преодоление конфликтов между сотрудниками и сокращение текучки кадров – важная задача, которую не стоит списывать со счетов. HR-консалтинг помогает бизнесу расти и процветать за счёт внедрения грамотного руководства и распределения обязанностей. Благоприятная атмосфера в коллективе – залог высокого уровня мотивации сотрудников и процветания компании.

Бизнес нуждается в смене имиджа. Если компания подвергается нападкам со стороны конкурентов или имидж пострадал от неприятной ситуации, консультанты помогут исправить ошибки, установить связь с целевой аудиторией и восстановить репутацию компании, а также минимизировать убытки от возможных конфликтов.

Запуск нового проекта. Проанализировать риски, продумать бизнес-процессы и помочь запустить проект оптимальным способом и без ошибок – под силу квалифицированному консультанту.

Нехватка кадровых ресурсов. Когда потребность в той или иной экспертизе есть, но закрыть её собственными резервами невозможно, консультанты могут выступить в роли сотрудников на аутсорсе или подобрать необходимые кадры в штат.

Важные переговоры или участие в тендере. Консультант окажет необходимую юридическую поддержку, поможет разобраться с договорами и провести переговоры с партнёрами на должном уровне, чтобы добиться для компании лучших условий сделки.

Пять главных страхов клиента консалтинга и как их преодолевают сотрудники METOD

Несмотря на популярность консалтинговых услуг и очевидную выгоду их использования, в корпоративных кругах часто бытуют заблуждения и даже суеверия, связанные с консультированием. Руководители под давлением предубеждений считают нецелесообразным тратиться на услуги консультантов, а бизнес из-за этого теряет возможности.

METOD, как и другие консалтинговые компании, неоднократно сталкивался в практике с клиентскими страхами и опасениями. На основе опыта наших сотрудников, собрали самые популярные причины для беспокойства клиентов и пути их преодоления:

1. Саботаж со стороны собственных сотрудников – один из главных клиентстких страхов.

Для людей естественно стараться сохранить статус-кво и бояться перемен, а изменения в организации могут вызвать неудобства и прибавить работы для сотрудников, что может создать дополнительное сопротивление. Логично, что клиент предполагает подобный исход и начинает переживать: не будет ли пустой тратой денег и времени работа консультанта, и не останется ли по итогу компания при прежних показателях из-за собственных сотрудников?

Консультанты конечно же знают об этом страхе и риске. Решение проблемы кроется в предварительной оценке и проработке препятствий вместе с лидерами коллектива и ответственным руководителем, а также разработке мер по их преодолению.

METOD в рамках реализации проектов обучает сотрудников компании-клиента, а также реализует короткие сессии для проведения среза знаний среди сотрудников, чтобы убедиться эффективности изменений, которые внедряли в ходе проекта.

Подготовка сотрудников к изменениям, обучение новым навыкам и поддержка в переходный период сводят к минимуму риск сопротивления со стороны сотрудников, а работа с лидерами и управленцами компании помогает поддерживать изменения и предоставлять ресурсы для их внедрения.

2. Консультант не может знать бизнес лучше его руководителей – другой распространённый страх.

Каждый бизнес безусловно уникален как снежинка и другого такого не найти, а собственники и управленцы вырастили его своими руками и знают как родное дитя. Всё это абсолютно справедливо. Однако если сложилась ситуация, когда требуется вмешательство со стороны, экспертизы руководителей и штатных сотрудников, к сожалению, уже не хватает.

Сотрудники агентства не пытаются убедить руководителей компании в том, что лучше них разберутся в сложностях организации, а лишь рассказывают о большом практическом опыте в решении подобных задач. Все проекты METOD проводит совместно с заказчиком и ответственными лицами с его стороны, ведь они действительно лучше всех знают свой бизнес и тягаться с ними здесь никто не собирается.

Ключ к успеху в работе консультанта – умение найти общий язык с руководством компании и совместно отыскать оптимальные пути решения трудностей предприятия.

3. Консультант не обладает достаточной экспертизой.

Клиенты опасаются, что консультанты хороши лишь на словах, а по факту не смогут рассказать ничего нового, будут предлагать нерабочие решения и вся затея окажется пустой тратой времени и денег.

Часто клиенты сомневаются в экспертности агентства из-за относительно молодого возраста компании. Однако молодой не значит не опытный. На помощь приходит огромный багаж и широкая география успешно реализованных проектов METOD в различных отраслях отечественного и зарубежного бизнеса, а многолетний опыт наших экспертов подтверждает их портфолио. После более тесного знакомства у клиентов не остаётя сомнений в профессионализме нашей команды.

4. Консультация окажется лишь «пасами руками» и не получит должной практической поддержки.

Конечно, клиентам не хотелось бы оказаться в ситуации, когда после красочных захватывающих презентаций сотрудники окажутся под мощным впечатлением, но без понимания как применять предложенные консультантами стратегии на практике.

В реальности же специалисты агентства не только предлагают решения задач компании, но и занимаются внедрением необходимых изменений, отслеживают эффективность мероприятий и оказывают дополнительную консультационную поддержку.

Консультанты METOD заинтересованы в том, чтобы их решения работали на практике не меньше, чем сам клиент, ведь успешный кейс – это не только возможность заработать, но и инвестиция в репутацию как для всего агентства, так и для отдельного эксперта.

5. Стоимость работы консультанта не окупится.

На первый взгляд консультации могут показаться дорогостоящим и непредсказуемым по результату мероприятием. Компании часто откладывают сотрудничество с агентством до последнего и стараются решить проблемы силами штатных сотрудников из страха, что затраты на консультанта не окупятся.

Переживать за бюджеты фирмы нормально и разумно. Клиент может сомневаться будет ли стоимость консультации соизмерима с предполагаемым результатом проекта и иметь экономическую выгоду, опасаться скрытых расходов, навязывания ненужных услуг и роста стоимости проекта по ходу выполнения.

Грамотные консультанты всегда предоставляют клиентам конкретные цифры и расчёт рисков, связанных с необходимостью инвестирования в консультационные услуги. Консультанты METOD хорошо знают рынок и могут предложить клиенту оптимальный план действий для его бизнеса в рамках бюджета, предоставить реальные примеры успешных проектов со схожим бюджетом, предложить конкретный план действий, который позволит клиенту оценить потенциальную эффективность консультаций.

Консультации помогут клиенту получить выгоду в долгосрочной перспективе и в итоге сэкономят не только средства организации, но и время на попытки решить задачу собственными силами.

***

Опасения клиентов консалтинга объяснимы, но держатся не на объективных сомнениях и рисках для организации, а на общечеловеческих страхах и расхожих заблуждениях, присущих практически любой сфере бизнеса. Сотрудничество с консалтинговым агентством поможет компании выйти из кризиса, оптимальным образом решить текущие задачи и перейти на новый уровень развития.

Когда предприятие отказывается от стандартных возражений «нам некогда, нам не надо» и прислушивается к предложению консалтингового агентства, чаще всего оказывается, что все страхи были необоснованны, а выгода от предложения очевидна: много времени консультанты не отнимут, а встреча и переговоры будут нацелены на полезное знакомство и последующую квалифицированную помощь бизнесу.