Условия форсированного перевода хозяйства страны на новый лад породили в СССР острую необходимость в создании квалифицированных кадров.
"Кадры решают всё" - И.В.Сталин
В условиях всеобщей неграмотности, которую пришлось ликвидировать новой власти, осуществить переход от аграрного типа устройства экономики к индустриальному было почти невыполнимо, осложняло ситуацию ещё то, что многие инженеры, учителя, ученые и др. деятели образования покинули коммунистическую страну. Пришлось выращивать их самостоятельно.
В ответ на это советская система образования достигла небывалых высот: множество победителей олимпиад школьников и Нобелевских лауреатов; была сформирована база для постройки сильной индустриальной страны, которая стала конкурентоспособной и могла противостоять агрессии западного мира. Доказательством этому является победа в Второй мировой войне и успешное противостояние (до 1989 года) в Холодной войне.
6 главных положительных сторон системы советского образования:
- Общедоступность. Общедоступность был ключевым фактором развития советской науки и промышленности. Образование стало обязательным, что обеспечило социальную мобильность в советском обществе, любой способный парень мог получить высшее образование и сделать карьеру в ту сферу, в которой он проявил свои способности.
- Слабый ученик никогда не оставался один со своими проблемами. Была развита и практиковалась система шефства, когда более сильные ученики брали на себя подтягивание по учёбе двоечника. Данная система даёт преимущество всем сторонам: тот, кто подтягивает слабого, сам досконально разбирается в тех положениях, которые пытается донести. Такая система даёт возможность проявить ещё на уровне школы детей способных к педагогическим наукам.
- Дети были равны между собой. Получение образования никак не зависело от статуса родителей, все учились на одинаковых правах. Полученных знаний в школе было достаточно для поступления в ВУЗ, участие репетиторов, как в нынешнее время, не предполагалось.
- Наличие бесплатных факультативных занятий. Каждый ребенок имел право посещать школьные внеурочные кружки и заниматься тем, что его привлекает.
- Материальная поддержка студентов. Стипендия составляла почти треть от средней заработной платы.
- Школа занималась не только обучением, но воспитанием. Школа пыталась занять ребёнка во внеурочное время полезными занятиями: кто-то собирал модели аэропланов, а кто-то выступал в школьной самодеятельности, пели, рисовали стенгазеты, ходили в походы с учителем ОБЖ.
Школа времен СССР была мотивирована дать знания людям, на судьбу которых выпало создание принципиально новой страны, а не просто подвести к страшному экзамену в одиннадцатом классе.
Не жалейте лайков. Делитесь с друзьями. Подпишитесь на канал. Пишите комментарии.
Поддержите наших авторов на поиск и создание интересных статей.
Читайте также: 7 вещей, которых не обходился ни один поход в СССР