Найти в Дзене
Елена Мунтян

ОДИН НОВЫЙ ПСИХИАТР В ГОРОДЕ. К «СТАРЫМ» АУТИСТАМ

Психиатры – штучный товар, думаю, что не только в одном городе N. Да, все потому же, что работа тяжелая и зарплата несоответствующая. Но давно назревшая проблема заставила-таки пообещать новому специалисту, пришедшему к нам, приличную оплату. Приманили, так сказать. И мотивированная врач приступила к своим обязанностям.

Психиатр – это тот специалист, в чьей компетенции находится юрисдикция аутизма, то есть только этот врач может установить диагноз. Но! Во многих моих статьях описаны проблемы с этим связанные. Во-первых, родитель должен сам обратиться за диагнозом для ребенка или для того, чтобы его опровергнуть. Во-вторых, среднестатистический психиатр аутизмом считает такое расстройство, только, если ребенок полевой. Это, надеюсь, погруженные в тему знакомы с классификацией передовиков современной коррекционной отрасли – М.Либлинг и О.Никольской, Институт коррекционной педагогики, г.Москва. Полевой ребенок - это самая тяжелая степень проявления РАС. А есть еще, как минимум, три и пятая, так можно наверное выразиться, синдром Аспергера (высокофункциональные аутисты). И действительность красноречиво показывает, что родители (большинство из них) идет в обход психиатра. Оно и понятно почему – никому не нужен необратимый диагноз, который после совершеннолетия вообще сделает человека недееспособным. А господа психиатры как сквозь дырявое решето пропускают реальных обладателей диагноза расстройства аутистичекого спектра, оставляя без лечения и коррекции.

Вот вам снова пример. Ситуация развернулась в обычной группе массового детского сада, который посещают два ребенка с РАС. Опять же диагноз у детей не установлен, но его проявления видно невооруженным взглядом даже самой молодой воспитательнице учреждения. Конечно, в силу тяжести непросто приходится персоналу, так как детки с особенностями развития требуют внимания больше, чем остальные, а иногда попросту «крадут» его у других детей.

-2

Так случилось совсем недавно, когда ребенок с РАС убежал с площадки и его искали все. Территория огороженная у детского учреждения, ясно, что далеко не убежит, но все же. На момент он был потерян, что вызвало панику у всего персонала. И все переключились на поиски, в то самое время, как остальные дети мирно на площадке играли. Но это история с хорошим концом. Ребенок найдет, а другие в тот момент не потерялись.

О том, что эти дети имеют особенности развития, родителям их отмечалось от сотрудников. И они – в разной стадии принятия/отрицания/торга. Но, чтобы эти детки получали соответствующую помощь – нужен диагноз, а потому садовские коллеги показали новому психиатру детей.

И я даже не удивилась, когда новый специалист сходу, минут через пять наблюдения, начала опровергать диагноз, не найдя «махровых» проявлений. Точнее уточнять симптомы у педагогов, сопровождающих ребенка. Ему уже 6 лет, нет речи и понимания, он агрессивен, избирателен в пищевом поведении и одежде. Так только тем утром, он отказывался сменить испачканные штаны на шорты. Их было 3 в запасе, а штанов не одних не оказалось, мальчик протестовал и мстил за это. Ничего не ел вплоть до второй половины дня, даже индивидуально предложенный суп, которым хотела покормить сердобольная няня, он, конечно же, есть отказался, перевернув тарелку, потому что предпочитает только хлеб. В первой половине дня был «скандальчик», когда малыш пытался закрыться в туалете и так протестовать. НУ это описала то, что видно всем невооруженным взглядом. Педагогическому оку видна и пресловутая триада, с которой обычно могут спорить родители, несогласные с диагнозом.

Второй ребенок чуть легче. Даже есть предположения, что у него аутопроявления вторичны, образовались в связи с задержкой речи и коммуникации в целом. Понимание имеется на бытовом уровне, пассивный словарный запас и даже отдельные шаблонные словосочетания в активе. Но сейчас уже никто «клубок» не распутает, да то и ни к чему. Задача – организовать и этому ребенку коррекционную помощь. Единственное, чем удивила меня психиатр, смотря второго ребенка, – утверждением о том, что хождение на цыпочках рассматривается ими как симптом РАС, а не только среди энцефалопатических проявлений. Что-то новенькое. Хотя из моих личных наблюдений – соглашусь. Редко какой ребенок, обладатель РАС, ходит на полных стопах, часто встречаются те, кто на цыпочках.

И получается, что если бы эти дети пришли на консультацию к конкретно этому психиатру без педагогического сопровождения, то подтверждения диагнозу РАС и не получили. Чем, конечно, порадовали бы родителей, но точно не помогли самому ребенку-обладателю РАС, в первую очередь, и серьезно осложнили бы жизнь педагогам образовательного учреждения и другим деткам, которые соседствуют с особятами в условиях современной инклюзии.

У детей этой группы – дошкольная пора. И явно видно, что мальчики с РАС уже никак не «потянут» программу массовой школы, равно как и то, что пребывание в школе на инклюзивных условиях сильно будут отягощать существование всех остальных участников образовательного процесса. Надо же что-то делать и как-то помочь аутятам. Чем!? Медикаментозной помощью и педагогической коррекцией. Так же понятно, что даже при адекватно подобранных мерах приближения к уровню развития до нормы не будет никогда.

Так педагоги сада настаивали на вызове родителей этих детей на консультацию к психиатру. Так поступала невролог, которая после консультирования на клочке бумаги писала приглашение родителю, чтобы предметно сделать назначения в присутствии родителя. Воспитатели передавали родителям приглашение.

Тут явно видно было, что она сама психиатр испугалась. Во-первых, запаниковала, что не имела права смотреть детей без разрешения. Она просто не знала, что согласия были заранее получены от родителей, в том числе и на консультацию психиатра. То есть жизненный девиз «Без бумажки ты - …шка» это и ее страхи. Но бдительный персонал сада о том позаботился. Во-вторых, видно было, что ее компетенции конкретно по РАС не хватило бы для того, чтобы пояснить родителю какой степени, формы расстройство конкретно у их ребенка. Воз и ныне там, а психиатр усомнилась, на своем ли она месте в одном городе N… Она даже путалась в назначениях, рассуждая об этом с коллегами – фито-, нейролетники, ноотропы?! Тут я вспомнила, как триггерит меня реклама, которая часто всплывает у меня под носом в социальных сетях, о том, что за пару визитов к остеопату аутизм корректируется до уровня нормы развития у любого ребенка с РАС…

Описала одну рядовую ситуацию, коих ежегодно в разных регионах нашей страны встречаются сотни. Потому на тему аутизма и инклюзии в обществе назрел негатив. И в комментариях к этой статье снова развернется бойня. Отрицательно настроены не только те, кто вплотную шагает рука об руку с аутизмом, а и те, кто косвенно касались, например, в условиях соседства. Страдает и диагностика, и коррекция, и инклюзия…