Найти тему
ПроФэнтези

Как создать свою расу для фэнтези - мира?

Оглавление

Необычные существа - это один из отличительных признаков жанра фэнтези. Конечно, если в книге есть эльфы, гномы или орки, читатель сразу поймет, как они выглядят, чем живут и как относятся друг к другу. А если вы решили придумать уникальную расу, то без дополнительных пояснений не обойтись. В сегодняшней статье я предлагаю обсудить, какие факторы важны для создания вымышленных рас. У меня получилось пять:

Гном (кадр из сериала "Шаннара").
Гном (кадр из сериала "Шаннара").

1. Происхождение

У каждой расы должно быть свое происхождение. Основных способов два творение (создатель - божественная сущность, сильный маг или гениальный ученый) и эволюция. Могут быть и смешанные способы.

Например, в цикле "Хроники Шаннары" (Т. Брукс) вопрос происхождения людей не освещается (хотя можно предположить, что в этом замешано Слово - воплощение бога). Но в дальнейшем ядерный конфликт привел к появлению других рас. Гномы произошли от людей, спрятавшихся от радиации глубоко под землей, а тролли - от людей, оставшихся на поверхности. В результате первые стали низкорослыми, а у вторых появились разные мутации (вроде чешуйчатой кожи).

Предыстория не только делает более реалистичной саму расу, но и помогает лучше прорабатывать персонажей.

Форкрул Ассейл (арт Corporal Nobbs, www.deviantart.com).
Форкрул Ассейл (арт Corporal Nobbs, www.deviantart.com).

2. Анатомия

В этот пункт входят физические характеристики расы: строение (расположение внутренних органов, количество конечностей и т.д.), цвет кожи (возможно, наличие меха или чешуи), сила, скорость, выносливость, органы чувств (зрение, слух, экстрасенсорика), продолжительность жизни, иммунитет или слабости (к болезням или токсинам).

Например, в "Малазанской книге павших" (С. Эриксон) много уникальных рас, но я бы хотел отметить одну - Форкрул Ассейлы. Это гуманоиды, у которых больше суставов, что позволяет им сгибать конечности во всех направлениях. Еще у них два сердца, голубая кровь и белая алебастровая кожа. Форкрул Ассейлы обладают невероятной силой, скоростью и ловкостью, быстро восстанавливаются от ран и могут прожить тысячелетия без еды и воды.

Но анатомические признаки не возникают сами по себе - на них влияют условия окружающей среды: местность, климат, регулярные стихийные бедствия. Те же Форкрул Ассейлы - одиночки, которые обитают под землей и успели пережить много катаклизмов, прокатившихся по поверхности. Неудивительно, что их организмы приспособились к таким условиям (например, шарнирные суставы позволяют легко передвигаться по тесным проходам, а белая кожа характерна для существ, живущих без солнечного света).

Фэйри из "Досье Дрездена" (арт www.reddit.com).
Фэйри из "Досье Дрездена" (арт www.reddit.com).

3. Психология

Очень важный пункт. Допустим, мы придумали существ с необычной внешностью, прописали им предысторию, но они разговаривают, мыслят и ведут себя практически так же, как люди. Тогда зачем нужно было заморачиваться с новой расой, если проще ввести в сюжет еще один народ людей? :)

Поведение представителей фэнтезийной расы должно отражать ее ценности, отличительные качества и особенности среды обитания. Например, бессмертные будут мыслить иначе, чем смертные. Это хорошо показано в "Досье Дрездена" (Дж. Батчер) или "Хрониках полукровки" (А. Нортон), где фэйри и эльфы относятся к людям как к грязи под ногами, которую скоро смоет река времени.

Неплохой способ показать отличия - сделать так, чтобы расы дополняли сильные и слабые стороны друг друга. Например, одна раса может отличаться высоким интеллектом и логикой, другая - общительностью и эмоциональностью, третья - действовать на инстинктах, чтобы выживать в любой среде, и т.д.

Чародейка - дроу (арт TangeeArt, www.reddit.com).
Чародейка - дроу (арт TangeeArt, www.reddit.com).

4. Сверхъестественные способности

Раз уж мы говорим о фэнтези, то у вымышленной расы наверняка будут магические способности :) Нужно определиться не только с тем, какие они, но и с другими вопросами: как получают сверхъестественные силы (от рождения или через особую процедуру инициации), чем их блокировать и можно ли их потерять?

Вот несколько примеров. Дроу (темные эльфы) из вселенной "Забытых королевств" имеют врожденную способность левитировать. Кандры из цикла "Рожденный туманом" (Б. Сандерсон) могут поглощать тела других существ и полностью копировать все их характеристики: внешность, поведение, голос. Рептилоиды-мрисвизы из "Правил волшебника" (Т. Гудкайнд) становятся невидимками, в том числе для заклинаний.

Эльфийка и гном (арт Aireveart, www.reddit.com).
Эльфийка и гном (арт Aireveart, www.reddit.com).

5. Взаимодействие с другими расами

Очевидный пример: во многих фэнтези гномы не любят эльфов - и наоборот. А в чем причина такой неприязни? Об этом задумывается уже не каждый автор. Конечно, можно углубиться в предысторию, описать какой-то стародавний конфликт (как сделал Толкин) - а можно просто сказать, что никто не любит эльфов за их высокомерие (как сделал А. Орлов в цикле "Каспар Фрай"). В принципе, этого достаточно.

Спасибо за внимание! А как вы считаете, на что нужно обращать внимание при создании фэнтезийных рас? :)