Наверное, нет ни одного человека на постсоветском пространстве, который бы не видел ограждения из бетонных плит с выпуклыми ромбиками. Они так примелькались, что лично я раньше даже не всматривались в их форму, а ведь в ней есть много интересного. Кто-то считает эти заборы некрасивыми и запрещает их, а кто-то – называет заборы ПО-2 символом эпохи.
Кстати, напишите в комментариях, к какому лагерю относитесь вы.
В любом случае эти заборы – часть нашей культуры и инженерной истории. И сейчас я расскажу несколько интересных фактов о них, а также что думает о своём детище сам автор.
История бетонного забора ПО-2
ПО-2 расшифровывается как плита ограждения № 2.
За дизайн этих бетонных панелей архитектор Борис Лахман получил бронзовую медаль на ВДНХ и премию в 50 рублей.
Лахман окончил Строительный институт по специальности инженер-строитель, попал по распределению в проектную мастерскую «Роскооппроект» и в ней прошёл повышение квалификации на архитектора. После этого работал в э конструкторско-техническом бюро «Мосгорстройматериалы», где в 1970-е годы стал главным архитектором.
Бюро занималось проектированием декоративных ограждений для строек и общественных учреждений, и из трёх эскизов Лахман выбрали именно этот «с ромбиками». По мнению автора – самый простой, т.к. у него были ещё модели с имитацией кирпичной кладки.
В своём интервью Лахман предполагает, что «простые» ромбики создавали игру света и тени и были удобны тем, что с них стекала грязь, не образуя потёков.
Однако годы эксплуатации показали, что потёки всё же остаются. Да и сами ромбики вовсе не так просты, о чём скажу ниже.
О своих заборах автор отзывается вообще пренебрежительно. В начале 80-х он уехал в Нью-Йорк, говорит, что считает себя уже больше американцем, использует англицизмы в речи, будто забыл русский язык, и о заборах даже не вспоминает.
Просто бетонный забор с ромбиками или с бриллиантовым рустом?
Тем не менее, «простая» форма ромбиков вовсе не так проста и уходит корнями в Средние века.
Дело в том, что они имеют форму «бриллиантового руста» – вида каменной кладки, при которой внешняя поверхность каждого блока обтёсана в форме низкой пирамиды.
Таким стилем кладки славились постройки конца XV – начала XVI веков, и пришел он из Италии.
Например, Грановитая палата в Московском Кремле, построенная в 1487-1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари, и Палаццо деи-Диаманти (Алмазный дворец) в Ферраре, построенный в 1493-1503 годах архитектором Бьяджо Россетти, имеют фасады с ромбиками (бриллиантовым рустом).
Заборы ПО-2 в наши дни
Как я уже сказала, в наши дни мнения о легендарном заборе разделились. В некоторых местах даже запрещено делать ограждения из бетонных плит. Например, согласно Распоряжению правительства Москвы №370-РП от 8 апреля 1997 года в Москве стройплощадки в центре города разрешено огораживать только металлической сеткой.
Современные же художники вдохновляются этими заборами и отливают их маленькие копии из гипса и бетона, делают украшения в форме заборов и даже ковры с узорами в виде этих ромбиков. Многие считают, что эта форма стала символом целой советской эпохи.
И всё-таки к какому лагерю себя относите вы? Может, поменяли мнение после этой статьи?
Не забудьте отблагодарить автора лайком за интересный материал.
И подписывайтесь на мой блог: здесь о советской архитектуре – с любовью, а также о винтаже, жизни и ремонте своими руками в брежневке.
Также отблагодарить автора всегда можно любым символическим ДОНАТОМ.
Все материалы о советской архитектуре собраны в отдельной подборках.