Концепция личностных ролей "Родитель, Взрослый, Ребенок" была предложена в рамках трансакционного анализа, разработанного Эриком Бернсом в 1950-х годах.
Согласно данной модели, взаимодействуя с другими людьми, каждый человек всегда занимает определенную позицию, которая определяет его реакции и то, как окружающие на нее отвечают. Эти позиции называются эго-состояниями, и их всего три: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Ребенок
Ребенок в нас - это источник желаний, потребностей, эмоции.
Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.
Это состояние игривости, радости жизни, непосредственности, легкости, но также этому состоянию свойственны страхи, обиды и зависимость.
Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.
Типичные фразы: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».
Эго-состояние ребенка складывается из 3 частей:
Свободный ребенок – самая легкая, спонтанная, радостная, творческая часть человека. Она на все реагирует с любопытством и непосредственностью, может придумывать нестандартные решения, живет в игре.
Мы находимся в этом состоянии, когда:
- занимаемся любимым делом или творчеством
- принимаем спонтанные решения, которые подсказывает нам сердце
- выражаем себя в моменте так, как хотим
- флиртуем
- дурачимся
- действуем из своих текущих импульсов и желаний
Адаптивный ребенок – это «ребенок, который слушается взрослых и боится им не соответствовать».
Мы проявляем эту часть, когда:
- подстраиваемся под окружающих
- угождаем или льстим
- желаем заслужить похвалу и избежать чьего-то недовольства
- перекладываем ответственность
- избегаем проявления инициативы
- чувствуем подавленность и неуверенность в себе
Бунтующий ребенок – это «ребенок, который вместо послушания бунтует и сопротивляется».
Мы проявляем эту часть, когда:
- спорим, возражаем, не соглашаемся
- проявляем упрямство
- злимся
- открыто или незаметно (через саботаж) сопротивляемся установленным правилам
Сложности состояния «ребенок»
Если в нас мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.
Напротив, гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.
В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.
Материал для статьи взят из книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Рекомендую для прочтения тем, кому интересно разобраться подробнее в теме.
Читать первую часть про Заботливого и Критикующего Родителя внутри нас
Читать вторую часть - кто такой Взрослый и как его развить в себе
Ваш психолог, Кристина.