Найти тему

В какой Вы роли? Родитель, Взрослый, Ребенок. Часть 3

Концепция личностных ролей "Родитель, Взрослый, Ребенок" была предложена в рамках трансакционного анализа, разработанного Эриком Бернсом в 1950-х годах.

Согласно данной модели, взаимодействуя с другими людьми, каждый человек всегда занимает определенную позицию, которая определяет его реакции и то, как окружающие на нее отвечают. Эти позиции называются эго-состояниями, и их всего три: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Photo by MI PHAM on Unsplash
Photo by MI PHAM on Unsplash

Ребенок

Ребенок в нас - это источник желаний, потребностей, эмоции.

Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.

Это состояние игривости, радости жизни, непосредственности, легкости, но также этому состоянию свойственны страхи, обиды и зависимость.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Типичные фразы: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».

Эго-состояние ребенка складывается из 3 частей:

Свободный ребенок – самая легкая, спонтанная, радостная, творческая часть человека. Она на все реагирует с любопытством и непосредственностью, может придумывать нестандартные решения, живет в игре.

Мы находимся в этом состоянии, когда:

  • занимаемся любимым делом или творчеством
  • принимаем спонтанные решения, которые подсказывает нам сердце
  • выражаем себя в моменте так, как хотим
  • флиртуем
  • дурачимся
  • действуем из своих текущих импульсов и желаний

Адаптивный ребенок – это «ребенок, который слушается взрослых и боится им не соответствовать».

Мы проявляем эту часть, когда:

  • подстраиваемся под окружающих
  • угождаем или льстим
  • желаем заслужить похвалу и избежать чьего-то недовольства
  • перекладываем ответственность
  • избегаем проявления инициативы
  • чувствуем подавленность и неуверенность в себе

Бунтующий ребенок – это «ребенок, который вместо послушания бунтует и сопротивляется».

Мы проявляем эту часть, когда:

  • спорим, возражаем, не соглашаемся
  • проявляем упрямство
  • злимся
  • открыто или незаметно (через саботаж) сопротивляемся установленным правилам

Сложности состояния «ребенок»

Если в нас мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Напротив, гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то перфекционист, то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Материал для статьи взят из книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Рекомендую для прочтения тем, кому интересно разобраться подробнее в теме.

Читать первую часть про Заботливого и Критикующего Родителя внутри нас

Читать вторую часть - кто такой Взрослый и как его развить в себе

Ваш психолог, Кристина.