Иногда автор настоящей публикации включает видео- и аудиозаписи профессора-биолога. Весьма образованный и грамотный профессор. Суждения его интересны профану и дилетанту в биологии, каковым является автор. Тем более, суждения профессора интересны, что о многих профессорских рассказах говорят как об антинаучных, не подтверждаемых фактами (слова о генетической несовместимости разных рас и др).
Почтовая карточка с иллюстрацией к роману "Защита Лужина" с оригинальной маркой в честь Владимира Владимировича Набокова.
В последний раз автор обратил внимание на слова профессора о том, что шахматисты - это люди, способные к быстрому механическому перебору всех известных и возможных вариантов развития шахматных партий. Если это так, то гениальных шахматистов не существует. Есть шахматисты, которые умеют просчитывать последствия своих и чужих шагов быстрее других. Недаром самые сильные шахматисты проигрывают специальным программам, которые созданы для игры в шахматы между собой или с людьми. А все потому, что машины сейчас считают гораздо быстрее людей.
В таком случае, нет гениальных композиторов, гениальных писателей и поэтов. Точно также как и нет гениальных шахматистов. Композиторы просто перебирают в своем сознании или на музыкальных инструментах звуки, а писатели и поэты постоянно переставляют известные им слова. Архитекторы перебирают известные им решения, может быть, с помощью компьютерных алгоритмов.
Каждому, кто полагает, что сильный шахматист занимается перебором известных ему ходов, пусть прочтет роман Владимира Владимировича Набокова "Защита Лужина" (1930). Главный персонаж романа - несчастный и больной человек, один сильнейших игроков в шахматы, с которым происходит нервный срыв.
Нервный срыв пережил Роберт Джеймс Фишер (1943-2008), последователь советской школы шахмат и гениальный шахматист. "Бобби" Фишер не только одиннадцатый чемпион мира по шахматам, но и создатель "фишранда" (шахматы-960), и крупный теоретик шахматной игры. Нервные срывы обусловлены тем, что просчитывать будущее невероятно тяжело, даже если это будущее шахматной партии. Все возможные ходы в шахматах известны заранее, но их так много, что просчитать человеку все шаги невозможно.
Роберт Фишер, почтовый блок, Мозамбик, 2002.
Очень часто произведение создается в сознании автора, еще до того, как произведение воплощается в тексте. И когда сознание автора создает произведение, сознание задействует все свои резервы, все интеллектуальные силы, и автор производит впечатление человека не от мира сего. В таком состоянии, он, действительно, на самом деле, не от мира сего. Шахматная партия - такое же произведение.
Чем отличается человек от машины? Сознание человека не является алгоритмическим. Гениальный человек, как сказано одним из ученых, попадает в цель, но при этом не знает, где цель находится и что именно является целью. Компьютерная программа перебирает, просчитывает все шаги и последствия шагов, и делает самый сильный ход в сложившейся ситуации. А человек не считает и не занимается перебором вариантов. Человек не просчитывает шаги, не ищет сильный шаг, а фантазирует и делает шаг, может быть, смелый и неожиданный. Роберт Джеймс Фишер сорвался, поскольку всегда стремился в шахматах действовать строго рационально. Это невозможно.