Начинаем наш июньский марафон с легендарной книги Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». Этот роман неотвратимо считается классикой 20 века, и наверно, одним из самых знаменитых произведений мастера ужасов. Поэтому хочу поделиться моими впечатлениями об этой устрашающей истории, граничащей между жизнью и смертью.
Основной сюжет: Семья Кридов переезжает в маленький городок под названием Ладлоу в штате Мэн, где отец семейства Луис получил место главврача при университетской больнице. Они знакомятся с соседями – старой четой Джадсоном и Нормой Крендалл. Джад рассказывает о старом индейском кладбище, где, как завелось ещё с давних времён, дети хоронят своих домашних животных. Спустя некоторое время кот Кридов - Черч попадает под колёса грузовика и погибает. Луис уносит тело бедного Черча на «КлаТбище домашних жЫвотных». На следующий день кот вернулся, но он уже не был самим собой. После этого Луис Крид начал ощущать зов этого мистического места.
Хочу начать с того, что Стивен Кинг вдохновился на написание этого романа реальной историей из своей жизни, которую перенёс на страницы книги. Он отдыхал с друзьями за городом, дом находился близко к дороге, где носились фуры. Из-за кучи сбитых животных местные дети неподалёку организовали кладбище домашних животных, чтобы хоронить бедных зверей. Сын Кинга (Джо Хилл), будучи совсем маленьким и не сведущем о возможной опасности, помчался в сторону проезжей части и писателю еле-еле удалось его поймать, избежав возможную катастрофу. Тогда-то он и задумался, а что если…
Вероятно, вы заметили явно допущенные ошибки в названии книги. Всё-таки дети хоронили своих животных в том самом мистическом месте. Помимо таблички при входе на «КлаТбище домашних жЫвотных» были и другие обозначения, сделанные руками ребёнка: «Спот, он был хАрошим», «Любимая крАльчиха» и прочее. Таким образом, Стивен Кинг пытается передать мрачность атмосферы, где мальчики и девочки лицом к лицу сталкиваются с таким страшным явлением как смерть, возможно впервые.
Автор считает, что «КлаТбище домашних жЫвотных» – самая страшная его книга, которая пробирает до костей, но почему? В самом начале книги Стивен Кинг очень тепло описывает взаимодействие друг с другом Луиса Крида, его жены Рэйчел и детей: Элли и Гейджа. Видно, что тема семьи для него очень важна. Эти крепкие узы, любовь и забота представляют собой светлый образ идеального существования, в тот же момент мастер ужасов противопоставляет ему могильный мор, изуродованные тела до неузнаваемости, гибель человека, что никак не складывается в общую картину. Поэтому главная задача, которая стояла перед Стивеном Кингом – не показать какие-то жуткие мистические явления, которые тоже присутствуют и только добавляют масло в огонь, а достучаться до внутреннего ужаса у читателей, а именно до страха потери близкого, и что рано или поздно это случится, к сожалению.
Вернёмся к мистицизму. Мне понравилось, что автор привлёк обобщённый образ северо-американских индейцев с их шаманами и обрядами, чтобы создать некое микмаковское кладбище, способное воскрешать. В целом, сам процесс: как всё это происходит и почему – был достаточно подробно раскрыт. Хотя возможно со мной могут поспорить, потому что прямых ответов не было, лишь догадки Луиса, кто или что за этим стоит. Дополнительно Стивен Кинг в эпиграфах прибегает к библейским сказаниям о воскрешении Лазаря, что в целом тоже говорит о явных сверхъестественных силах, которые обитают в тех местах Ладлоу, штат Мэн. А какого происхождения те необъяснимые явления, и кто приложился воскрешающей дланью телам усопшим, можно судить только по прошедшим событиям.
Стивен Кинг достаточно подробно и пугающе описывает мёртвых, будь то просто кот или обычный парень, сбитый машиной. Автор старается с помощью слова возбудить все наши чувства: обоняние, осязание, вкус, зрение и запах, при этом не совсем с приятной стороны. Особенно жутко читать про мародёрство Луиса ближе к концу книги, как он достаёт из гроба уже пророщенное мхом размякшее тело, как оно изуродовано, и прямо чувствуешь всю боль отца в данный момент, который находится на грани безумия, влечённый зовом кладбища.
«Человек растит, что может… и заботится о посевах»
В своём произведении автор пытается объяснить идею, которую прямым текстом прописывает в романе, что не стоит играть с жизнью и смертью. Как бы не хотелось вернуть всё назад, в наших реалиях – это невозможно, поэтому не нужно мучить себя и своих близких, нужно постараться через боль, слёзы и страх всё отпустить и идти дальше. Хотя мы ради любимых готовы на всё, но никогда не знаешь, чем это обернётся, и кто к тебе вернётся.
Спасибо за прочтение!
Литературного тебе вечера!