Вчера вышли пересмотренные данные по экономике Еврозоны - европейское статистическое агентство вынуждено было признать, что ее ВВП в первом квартале снизился на 0,1%.
Такой результат стал ударом после того, как политики и чиновники Европейского центрального банка неоднократно заявляли, что спада можно избежать, даже несмотря на то, что инфляция взлетела до самого высокого уровня с момента введения евро.
«Этот пересмотр не влияет на общую картину: наша экономика слаба, но не терпит краха. Мы ожидаем, что рост возобновится со II квартала 2023 года, поскольку встречные ветры из-за ужесточения условий финансирования сдерживают активность», - заявил экономист Bloomberg Маэва Кузен.
Можно сколько угодно говорить про «встречные ветры» и обещать европейской экономике скорый рост, но факт остается фактом — в Европе наступила техническая рецессия. Это не выглядит чем-то удивительным - ее немецкий локомотив сейчас находится не в лучшем состоянии, а если он не тащит весь состав за собой, то надеяться остается только на чудо.
И этого чуда не произошло — помимо экономики Германии, в начале этого года «отрицательный рост» наблюдался так же и в Нидерландах, Ирландии, Греции, Мальте, Литве и Эстонии. Экономика последней падает уже пять кварталов подряд, зато эстонские политики поддерживают все антироссийские санкции и даже готовы вводить свои собственные. Не отстают от них и их литовские коллеги, для которых русофобия уже давно стала главной национальной идеей — в первом квартале их ВВП рухнул на 3,7%, что стало абсолютным рекордом среди всех стран ЕС.
Тем временем инфляция в Европе снижается крайне неохотно — она держится где-то в районе 6% и превышает целевой показатель в три раза. Так что несмотря на всю боль и страдания, ЕЦБ на следующей неделе вновь будет вынужден поднять ключевую ставку - это приведет к новым кассовым разрывам в европейских банках и к снижению спроса со стороны населения. Именно потребительский спрос и поддерживал европейскую экономику, сейчас же с этим возникли серьезные проблемы — сбережения европейцев закончились, а брать кредиты под такую ставку решится далеко не каждый.
Картина вырисовывается не очень радужная, но брюссельских чиновников это не останавливает — они пытаются продавить очередной пакет антироссийский санкций, который был анонсирован еще пару месяцев назад. В этот раз Брюссель столкнулся с отчаянным сопротивлением Венгрии и Греции — если с Виктором Орбаном все давно понятно, то позиция греческого президента Катерины (простите!) Сакелларопулу для многих стала откровением.
Все дело в том, что новый пакет санкций направлен против тех, кто помогает России обходить ограничения — и именно греческий флот перевозит до половины всей российской нефти. Правительство Греции не намерено терять десятки миллиардов долларов, которые оно получает от своих моряков — если им начнут ставить палки в колеса, то они быстро перестанут быть «греками» и перейдут под юрисдикцию каких-нибудь нейтральных островов.
Вообще, противостояние с греческими судовладельцами может стать для Брюсселя очень болезненной процедурой — греки владеют тысячами торговых судов и контролируют существенную долю морских перевозок. Их оффшорные организации существуют во всех точках планеты, им же подчиняются и крупнейшие портовые профсоюзы — это касается не только портов Европы, но и США.
Но и это не все — еще одной проблемой Брюсселя может стать «победа пророссийских сил в Австрии и Словакии». На фоне экономических проблем в этих странах набирают популярность оппозиционные силы, которые призывают к отмене санкций и нормализации отношений с Россией. При этом и австрийские, и словацкие оппозиционеры в открытую восхищаются Виктором Орбаном и обещают превратить свои страны в еще одну Венгрию.
Западная пресса уже вовсю демонизирует этих новых агентов Кремля:
Австрийский политик Герберт Кикль — пророссийски и антиамерикански настроенный приверженец теории заговоров, который поддерживал идею лечить COVID-19 препаратами для дегельминтизации лошадей, хочет превратить Австрию в «крепость» против миграции, - пишет издание Politico.
И такими ужасными эпитетами будет награждаться каждый, кто ставит интересы своей страны выше желаний Брюсселя и Вашингтона. Но на самих австрийцев эта пропаганда действует не особо — популярность партии Кикля растет, а правящая коалиция во главе с канцлером Карлом Нехаммером стремительно теряет поддержку.
Подобные процессы набирают обороты по всей Европе — и чем больше проблем будет в экономике, тем сильнее будут становиться позиции евроскептиков. Европейское единство, о котором с такой гордостью говорили в Брюсселе, не выдержало проверку санкциями и очень быстро закончилось.
А было ли оно, это самое единство?