Найти в Дзене

Суть психотерапии

Мне очень нравится этот пассаж Фуко о старых практиках христианства 2-3-го веков. На мой взгляд, очень хорошо описывает суть «психотерапии» с популярными идеями субличностей, частей личности, с которыми нужно как-то взаимодействовать; терапии, как длительного путешествия и непрерывного преобразования с построением нового «Я»: «Но как признание может рассеять иллюзии, хитрости и обманы, осаждающие помыслы монаха? Как вербализация может сыграть роль верификации? Несомненно, дело тут в том, что старец, которому монах доверяется, может, используя свой опыт, обретенную им рассудительность и ниспосланную ему благодать, увидеть то, что от самого монаха скрыто, и дать ему советы и средства исцеления. Враг, который может настичь неопытного и несведущего, не устоит перед рассудительностью старца. Кассиан придает этим советам духовных руководителей важную роль и даже показывает, к каким последствиям может привести неумелое руководство. Но в то же время он наделяет сам факт словоизъявления способн

Мне очень нравится этот пассаж Фуко о старых практиках христианства 2-3-го веков. На мой взгляд, очень хорошо описывает суть «психотерапии» с популярными идеями субличностей, частей личности, с которыми нужно как-то взаимодействовать; терапии, как длительного путешествия и непрерывного преобразования с построением нового «Я»:

«Но как признание может рассеять иллюзии, хитрости и обманы, осаждающие помыслы монаха? Как вербализация может сыграть роль верификации? Несомненно, дело тут в том, что старец, которому монах доверяется, может, используя свой опыт, обретенную им рассудительность и ниспосланную ему благодать, увидеть то, что от самого монаха скрыто, и дать ему советы и средства исцеления. Враг, который может настичь неопытного и несведущего, не устоит перед рассудительностью старца. Кассиан придает этим советам духовных руководителей важную роль и даже показывает, к каким последствиям может привести неумелое руководство. Но в то же время он наделяет сам факт словоизъявления способностью разграничения и силой очищения. Нахождение слов, их произнесение, обращение их к другому – причем, до некоторой степени, любому другому, лишь бы он был другим,– способны рассеять иллюзии и предотвратить обман со стороны внутреннего обольстителя. Кассиан приводит несколько причин этой способности признания служить оператором различения.

Прежде всего, стыд. Если в каком-либо помысле трудно признаться, если он не поддается изречению и пытается остаться в тайне, всё это признаки его опасности. <...> Чем упорнее помысел скрывается, чем настойчивее он уклоняется от слов, старающихся его ухватить, тем, следовательно, сильнее нужно стремиться его выследить и изложить в точном признании. Стыд, который должен удерживать от совершения дурных поступков, необходимо отмести, когда нужно проявить в словах то, что скрывается в глубине сердца: этот стыд есть бесспорная отметина зла.»

«Мишель Фуко История сексуальности 4. Признания плоти»