Найти тему
Наша История

9 июня в истории России

«Товарищу Сталину

В Ягодинской таможне (вблизи г. Ковеля) задержано 7 вагонов, в которых находилось 85 ящиков с мебелью. При проверке документации выяснилось, что мебель принадлежит маршалу Жукову.

Булганин Н.А.»

Образец трофейного искусства — клад Приама (ныне в ГМИИ им. Пушкина).
Образец трофейного искусства — клад Приама (ныне в ГМИИ им. Пушкина).

9 июня 1946 года Георгий Константинович Жуков был снят с должности Главкома сухопутных войск - замминистра Вооружённых Сил СССР и назначен командующим войсками Одесского округа в связи с так называемым «Трофейным делом».

«Трофейное дело», или «генеральское дело» (1946 - 1948 годы) — кампания, организованная органами госбезопасности СССР при активном участии В. С. Абакумова, начатая по личному указанию И. В. Сталина и направленная на выявление злоупотреблений среди генералитета.

Фигурантами по этому делу проходили 12 высших военных начальников:

- Маршал Советского Союза Жуков, вызван на Военный Совет 1 июня 1946 года;

- генерал-полковник Серов, c июня 1945 года заместитель Главноначальствующего Советской военной администрации Германии по делам гражданской администрации и уполномоченный НКВД СССР по Группе советских оккупационных войск в Германии;

- генерал-полковник Гордов, 5 ноября 1946 уволен в отставку, арестован 12 января 1948 года;

- генерал-лейтенант Терентьев, арестован 1 ноября 1948 года;

- генерал-лейтенант Телегин, арестован 24 января 1948 года;

- генерал-лейтенант Минюк, арестован 24 января 1948 года;

- генерал-лейтенант Крюков, арестован 18 сентября 1948 года;

- генерал-лейтенант Кулик, арестован 24 января 1948 года.

- генерал-майор Рыбальченко, арестован 4 января 1947 г.;

- генерал-майор Сиднев (начальник оперативного сектора МВД по Берлину), арестован в декабре 1947;

- генерал-майор Бежанов (начальник оперсектора МВД по Тюрингии), арестован в декабре 1947;

- генерал-майор Клёпов (начальник оперсектора МВД по Саксонии), арестован в декабре 1947.

Одним из поводов для начала следствия против Жукова стали показания арестованного в апреле 1946 г. маршала Новикова по делу «Авиаторов» и сообщение Булганина Сталину о вывозе маршалом Жуковым из Германии значительного количества мебели, произведений искусства и другого трофейного имущества в своё личное пользование.

Для получения показаний были арестованы адъютанты Жукова — Сёмочкин, а также Курганский Н. П., который впоследствии отказался доносить на своего руководителя Жукова. За это Курганский был посажен в тюрьму «Лефортово», где просидел с 1947 по 1954 год, получил инвалидность из-за условий содержания и был отправлен в питерские «Кресты» на лечение. Вышел оттуда, когда спустя 7 лет его мать узнала, что он жив, и добилась его освобождения.

Впоследствии 12 января 1948 года Жуков написал письмо в ЦК ВКП(б) А. А. Жданову про то, как и где он получил это имущество. В нём Г. К. Жуков писал, что значительная часть имущества ему была подарена, другая часть приобретена на его зарплату. Тем не менее следователей это не убедило.

В августе 1950 года были расстреляны Кулик, Гордов и Рыбальченко. После смерти Сталина – полностью реабилитированы. Дела по обвинению Телегина, Крюкова, Терентьева и Минюка в начале ноября 1951 года были рассмотрены Военной коллегией Верховного Суда СССР. Они получили от 10 до 25 лет лагерей. В июле 1953 года освобождены и полностью реабилитированы.

Сиднев - 16 октября 1951 года Особым совещанием МГБ СССР приговорён к принудительному лечению в психиатрической больнице. 27 июля 1953 года постановлением 3-го управления МВД СССР мера пресечения изменена, из-под стражи освобождён. С 31 июля 1953 года уволен из МВД «по фактам дискредитации».

Бежанов - приговорен к 10 годам заключения с последующим поражением в правах на 3 года.

В июле 1953 года полностью реабилитирлован.

Клепов - был приговорён к 10 годам лишения свободы. Освобождён 28 августа 1953 года. В 1954 году был реабилитирован.

Итогом «трофейного дела» стало снятие в 1946 году Жукова с должности Главкома сухопутных войск СССР и назначение на должность командующего войсками Одесского военного округа.

Летом 1946 года состоялось заседание Высшего военного совета, на котором разбиралось дело маршала Жукова по материалам допроса Главного маршала авиации А. А. Новикова, арестованного перед тем органами госбезопасности по «делу авиаторов». Жуков был обвинён в незаконном присвоении трофеев и раздувании своих заслуг в деле разгрома Гитлера с личной формулировкой И. В. Сталина «присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения». На заседании практически все высшие военачальники, за исключением начальника Главного управления кадров Ф. И. Голикова, высказались в поддержку Жукова. Однако члены Политбюро обвинили Жукова в «бонапартизме» за то, что он «вывел политотделы из состава сухопутных войск».

В июне 1946 года было открыто расследование по «трофейному делу». Предварительным следствием были добыты свидетельства о том, что Жуков вывозил из Германии «в значительных количествах» мебель, произведения искусства, различное другое трофейное имущество «для своего личного пользования». Также в деле имеется объяснительная записка Жукова на имя секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Жданова:

«- Я признаю себя очень виноватым в том, что не сдал всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно.
- Я даю крепкую клятву большевика — не допускать подобных ошибок и глупостей…
- Я уверен, что я ещё нужен буду Родине, великому вождю товарищу Сталину и партии…».

9 июня 1946 года Жуков был снят с должности Главкома сухопутных войск — замминистра Вооружённых Сил СССР и назначен командующим войсками Одесского округа. На Пленуме ЦК ВКП(б) в феврале 1947 года маршал Жуков был выведен из числа кандидатов в члены ЦК ВКП(б).

20 января 1948 года Политбюро приняло постановление «О т. Жукове Г. К., Маршале Советского Союза». В постановлении, среди прочего, указывалось:

«ЦК ВКП(б), заслушав сообщение комиссии в составе тов. Жданова, Булганина, Кузнецова, Суслова и Шкирятова, выделенной для рассмотрения поступивших в ЦК материалов о недостойном поведении командующего Одесским военным округом Жукова Г. К., установил следующее.

Тов. Жуков, в бытность главкомом группы советских оккупационных войск в Германии, допустил поступки, позорящие высокое звание члена ВКП(б) и честь командира Советской Армии. Будучи полностью обеспечен со стороны государства всем необходимым, тов. Жуков злоупотреблял своим служебным положением, встал на путь мародерства, занявшись присвоением и вывозом из Германии для личных нужд большого количества различных ценностей.

В этих целях т. Жуков, давши волю безудержной тяге к стяжательству, использовал своих подчиненных, которые, угодничая перед ним, шли на явные преступления, забирали картины и другие ценные вещи во дворцах и особняках, взломали сейф в ювелирном магазине в г. Лодзи, изъяв находящиеся в нём ценности и т. д.

В итоге всего этого Жуковым было присвоено до 70 ценных золотых предметов (кулоны и кольца с драгоценными камнями, часы, серьги с бриллиантами, браслеты, броши и т. д.), до 740 предметов столового серебра и серебряной посуды и сверх того ещё до 30 килограммов разных серебряных изделий, до 50 дорогостоящих ковров и гобеленов, более 60 картин, представляющих большую художественную ценность, около 3700 метров шелка, парчи, бархата и др. тканей, свыше 320 шкурок ценных мехов и т. д.

Будучи вызван в комиссию для дачи объяснений, т. Жуков вел себя неподобающим для члена партии и командира Советской Армии образом. В объяснениях был неискренним и пытался всячески скрыть и замазать факты своего антипартийного поведения.

Указанные выше поступки и поведение Жукова на комиссии характеризуют его как человека, опустившегося в политическом и моральном отношении.

Учитывая всё изложенное, ЦК ВКП(б) постановляет:

1.Признавая, что т. Жуков Г. К. за свои поступки заслуживает исключения из рядов партии и предания суду, сделать т. Жукову последнее предупреждение, предоставив ему в последний раз возможность исправиться и стать честным членом партии, достойным командирского звания.

2 .Освободить т. Жукова с поста командующего Одесским военным округом, назначив его командующим одним из меньших округов.

3. Обязать т. Жукова немедленно сдать в госфонд все незаконно присвоенные им драгоценности и вещи.»

4 февраля 1948 года приказом министра вооружённых сил Николая Булганина Жуков переведён с должности командующего войсками Одесского военного округа на должность командующего войсками Уральского военного округа.

Есть мнение, что возможно, эти трофеи были отчасти оправданы, так как страна во время войны была также разграблена противником и лежала в руинах. Солдатские трофеи как правило умещались в вещмешке, но с ростом военного звания масштабы трофеев тоже росли…

Из интервью с А. Кибовским (начальник отдела перемещённых культурных ценностей Министерства культуры РФ) газете «Труд»:

«Но на складах поначалу было немало и неучтенного имущества, которое охотно разбирали генералы и их жёны. Когда в 1946 году началось так называемое «трофейное дело», в числе прочих допрашивали начальника оперативного сектора МВД по Берлину генерал-майора Сиднева, через руки которого прошло много предметов старины. Он подробно рассказал, как военачальники приезжали на склады и выбирали понравившиеся вещи. Между прочим, многие из тех предметов, за сохранность которых отвечал Сиднев, до сих пор попадаются на антикварном рынке. Картины и гобелены — с «родными» рамами, подрамниками, понятно, что их вывез не солдат в заплечном мешке. И ещё факт: только на даче у Жукова МГБ при обыске обнаружило 55 картин, которые эксперты оценили как произведения искусства. Полотна описали, изъяли и отправили на склад управделами совмина. Больше о них никто не слышал».

По данным российской стороны, в годы Второй мировой войны Германия вывезла из Советского Союза более 560 тыс. произведений искусства, около 100 тыс. археологических находок, уничтожила либо вывезла 180 миллионов книг.

Чего стоит только одна «Янтарная комната». Немецкие войска во время Великой Отечественной войны, захватив 18 сентября 1941 года город Пушкин, разграбили Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату. Перевезли ее в Кёнигсберг, а там она бесследно исчезла, по видимому, навсегда.

Ущерб, нанесённый немецкой оккупацией музеям и библиотекам Советского Союза, сказывается и поныне.

В России же «трофейных ценностей», по официальным данным, находится примерно 1,3 миллиона книг, 250 тысячах музейных предметов и более 266 тысяч архивных дел.

Львиная доля хранящихся в России «трофеев» (порядка миллиона единиц хранения) приходится на бумагу - книги и архивные материалы.

А вот «мебель, ковры и гобелены, посуда, предметы интерьера - вещи, быть может, ценные, но не уникальные.