Святой Христофор один из самых необычных христианских святых. Вплоть до XVIII века его изображали в образе кинокефала - человека с собачьей головой. После церковной реформы патриарха Никона, псоглавец оказался под запретом и все существующие образы надлежало либо записать новыми образами, либо уничтожить. Так что до наших дней сохранилось всего несколько икон и храмовых фресок с изображением Христофора в образе псоглавца. Одна из уцелевших икон с псоглавцем представлена в чердынском краеведческом музее, а в Никольском храме города Ныроб уцелела даже настенная фреска с крамольным образом. Мы отправились в Пермский край и смогли воочию осмотреть раритетные изображения псоглавца.
История святого Христофора
До крещения Христофора звали Репрев, он родился в III веке н.э. ни то в Ливии, ни то в Финикии. Несмотря на почитание святого и у православных, и у католиков, в восточной и западной традиции история его жизни отличается друг от друга. В православии Христофор - воин, ставший проповедником христианства и позже принявший мученическую смерть. В католицизме Христофор занимался переправой людей и грузов через реку.
В христианской традиции Святой Христофор (Христофор - несущий Христа) покровительствует: холостякам, перевозчикам (водители, моряки, и т. п.) и путешественникам.
Касаемо образа псоглавца, то и тут нет единого мнения. По одной версии, святой Христофор изначально был представлен в облике псоглавца, а по другой, столь необычная внешность была послана самим богом.
После принятия христианства Христофор настолько погрузился в служение Богу, что хотел полностью избавиться от соблазнов внешнего мира, в первую очередь со стороны женщин, дабы не отвлекаться от молитв и исключить возможность греховных связей. Христофор обратился в всевышнему с просьбой обезобразить его внешность и господь обратил человеческую голову в собачью.
Впрочем, по мнению некоторых исследователей, через образ псоглавца обозначалось происхождение Христофора, так как в то время популярным было толкование, будто бы в дальних землях обитают сплошь псоглавцы и прочие циклопы. По другой версии, автор написания жития за образом собачьей головы скрывал некое физическое уродство. Кто-то придерживается мнения, что образ следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.
Псоглавец под запретом
Образ псоглавца сохранялся вплоть до 1722 года пока распоряжением Святейшего Синода не был запрещён, как противоречащий естеству, а любые изображения "с песьею главою" надлежало либо переписать в новом образе, либо уничтожить. Разумеется, новое правило не коснулось противников церковного раскола - старообрядцев, которые в свою очередь продолжили почитать Христофора-псоглавца вопреки принятому решению.
До наших дней уцелело лишь несколько изображений Христофора в образе псоглавца, часть в иконописи, часть на фресках. Сразу два запретных образа сохранились на севере Пермского края, где долгое время псоглавец оставался одним из местночтимых христианских святых и дело тут не только в широко распространенной старообрядческой традиции.
Чердынская икона и фреска в ныробском храме
Одна из немногих сохранившихся поныне из икон с изображением псоглавца выставлена в экспозиции "Легенды Перми Великой" Чердынского краеведческого музея. Икона была передана в музей в 1973 году, привезена из заброшенного поселка в северной части Пермского края под названием Усть-улс.
На иконе изображены трое святых: Флор, Лавр и Христофор. В углу можно разглядеть подпись автора и дату 16 июля 1888 года. Исключительной особенностью чердынской иконы от аналогичных изображений святых мучеников Флора, Лавра - наличие Христофора в образе псоглавца. По всей видимости, местный иконописец неслучайно поместил Христофора к Флору и Лавру, покровительствовавших лошадям и скотоводству.
Помимо иконы в Пермском крае сохранилось ещё одно изображение Христофора - псоглавца, речь идёт о фреске на стене Никольской церкви в пгт Ныроб. Также удалось найти упоминание о том, что ещё одно изображение псоглавца некогда было частью росписи стен Христорождественского храма в соседнем с Ныробом селе Искор, однако, к сожалению, до наших дней не сохранились ни фреска, ни сам храм.
Фреска с изображением святого Христофора в образе псоглавца нанесена на светло-голубом фоне, над головой выведен венец темного цвета, в левой руке Христофор держит опущенный к ногам меч, а в правой поднятый крест. Состояние фрески не идеальное, но линии изображения четкие.
Церковь была воздвигнута в 1705 году, а в 1722 году живописцем Михаилом Казариновым внутренние стены храма были покрыты росписью в традиционной храмовой тематике - страдания Христа и сюжеты из Апокалипсиса. Помимо облика святых и библейских сцен в храме был изображен и святой Христофор в запретном на тот момент образе псоглавца. Несмотря на официальный запрет крамольное изображение не стали ни сбивать со стены, ни закрашивать, а сохранили образ в первозданном виде.
Вплоть до начала ХХ века местные жители, занимавшиеся охотой и рыбалкой, перед выходом на промысел просили у Христофора сопутствовать в удаче, оставляли богатые подношения и ставили свечи перед образом, а в случае если охотник или рыболов возвращались с богатыми трофеями, то непременно следовало "поделиться" добычей с псоглавцем.
Подобное поклонение образу православного святого может показаться странным, так изобилует элементами язычества. Однако стоит учесть, что в регионах удаленных от крупных населенных пунктов и с обособленной культурно-этнографической средой, традиции местного населения часто включали в себя как официальные каноны, так и элементы культуры и религии своих предков. На мой взгляд. святой Христофор яркий пример того, как образ православного святого, наделенного "звериной" внешностью, заместил собой элемент языческого культа. Судя по всему, подобная трансформация религиозных обрядов, явление не уникальное и до определенного момента являлось частью местных традиции не только у жителей северных районов Пермской губернии. |Т.У.|
Подпишитесь на наш канал!
Обязательно подпишитесь на наш канал! Нажимайте "палец вверх" и делитесь материалами с друзьями из социальных сетей