Найти в Дзене

Пётр Первый и его учителя

9 июня 1672 года в Москве в семье царя Алексея Михайловича Романова и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной родился первый российский император Пётр I Алексеевич Великий.

Историк и педагог Сергей Рождественский в своём труде «О Петре Великом» (1872) писал:

«Весело встретил жизнь царевич Пётр. Он был крепкого здоровья, красив собою; яркий румянец так и играл на щеках его; в десять лет он казался шестнадцатилетним… В мальчике между тем с ранних пор начала обнаруживаться также необыкновенная живость и острота ума».

Благодаря архивным документам из фонда Президентской библиотеки можно много узнать о том, как проходило обучение юного Петра Алексеевича.

Первые учителя Петра не обладали талантами Симеона Полоцкого, но при участии последнего для царевича был найден учитель, «подьячий из челобитного приказа» Никита Зотов, «муж смиренный и всяких добродетелей исполненный».

Публицист Борис Глинский в издании «Царские дети и их наставники» (1912) отмечает:

«К чести Зотова надо отметить, что он не ограничил своего учительства такими несложными предметами, как простая грамотность и учение священных книг наизусть». Зотов составлял для царевича «училища» – тетради с историями из жизни царей – и поручал иллюстрировать их самым искусным художникам.

Несовершенство письменных навыков Пётр I компенсировал практическими умениями. На двенадцатом году жизни царевичу были доставлены инструменты для работ каменных, малярных и переплётных, а также верстак и токарный станок. В пятнадцать лет он уже владел четырнадцатью ремёслами.

Большое значение для Петра I имели тренировки «потешных полков» в Преображенском и Семёновском селе, где капитан Фёдор Зоммер учил его артиллерийским навыкам, знакомил с азами фортификации.

Известно, что юный Пётр любил бывать в Немецкой слободе – месте поселения выходцев из европейских стран. Однажды, заинтересовавшись устройством и работой привезённой из-за границы астролябии, Пётр обратился за разъяснениями к голландскому предпринимателю Францу Тиммерману, который стал его учителем по геометрии, арифметике, артиллерии и фортификации. «Но каково, – писал Василий Золотов – было наставнику с таким учеником, который, по свидетельству современников, не умел ходить, а только бегал. Этим лучше всего выражается пылкость его души и ничем неудовлетворимое стремление к приобретению знаний». Однако, по свидетельству Бориса Глинского, Пётр «без труда скоро достиг до многосложной теории астролябии, затвердил все иностранные термины фортификации, вычислил размеры орудий и определил, при каких условиях, в каком расстоянии может пасть на данную точку бомба».

На портале Президентской библиотеки представлено большое количество материалов о Петре I. Это научные и популярные издания XVIII–XX веков, документальная проза XVIII–XIX веков, собрания анекдотов и преданий, сборники документов, указов, отдельные издания важнейших законодательных актов, карты, планы и многое другое. Также в фонде в открытом доступе хранятся видеоматериалы и онлайн-проекты, посвящённые русскому императору и его окружению.

Онлайн-проекты:

«Благополучия Российского творец…»

«Петровский Петербург – экономический центр Российского государства»

«Библиотека Петра Ι»

Видеоматериалы:

«Петр I и якобитское движение: проблемы изучения и перспективы»

«Образ Петра I глазами турецкой историографии»

«Первые сведения о Петре Великом в Японии XVIII в.»

«Создание русских церквей в немецких государствах в эпоху Петра Великого»

«Морской устав Петра Великого и военное законодательство петровского времени»

«Петр I и якобитское движение: проблемы изучения и перспективы»

«Россия Петра I на пути к великодержавию (послеполтавский период)»