Ночью 6 июня произошло разрушение плотины Каховской ГЭС. Украина, естественно, обвинила в этом Россию, Россия, не менее естественно, Украину.
Что же произошло на самом деле? Ранее, ещё зимой, появились первые сообщения о том, что Украина увеличила сброс воды с находящейся выше по течению плотины Днеспрогэса. Для чего это делалось? Для облегчения форсирования Днепра в случае наступления ВСУ. Логика простая: заранее плавно сливают воду из водохранилища Днепровской ГЭС. Уровень воды в водохранилище падает. Перед началом наступления шлюзы прикрывают. Сброс воды уменьшается, соответственно, Днепр ниже по течению мелеет и форсировать его становится намного проще. А излишки воды копятся в водохранилище, повышая его уровень до нормального.
Так же было и сейчас. По сообщениям из Херсонской области, за несколько дней до прорыва плотины уровень воды в водохранилище Каховской ГЭС поднялся примерно на 2,5 метра. Очевидно именно это и стало причиной катастрофы, потому что в ночь, когда произошла трагедия, обстрелов плотины не было. Об этом говорят свидетели с обеих сторон. Кроме того, ни одна из сторон за прошедшие 3 дня не предоставила видео обстрелов.
Почему не выдержала плотина? Да потому что до этих событий ВСУ неоднократно били по ней из всего, что туда доставало, от миномётов до HIMARS. И сами же этим хвастались. Им удалось серьёзно повредить шлюзы, причём восстанавливать повреждения они не давали, обстреливая ремонтные бригады.
Однако именно сейчас разрушение плотины в их планы не входило. Судя по всему, в ходе идущего сейчас наступления, они планировали форсирование Днепра ниже Каховской ГЭС. Об этом говорила активность их ДРГ на этом направлении. Постоянно поступали сообщения о высадке бойцов противника на островах и попытках создать плацдарм на нашем, левом, берегу. Для этой же цели они получили от своих западных партнёров десятки скоростных бронированных катеров. Кстати, своих бойцов с островов они не успели эвакуировать, что тоже служит подтверждением того, что авария на плотине не была спланирована заранее. Сейчас о наступлении на этом участке можно забыть.
Наши "военные эксперты" говорят, что это позволило ВСУ снять отсюда свои войска и перебросить их на направление главного удара, что даёт им какое-то преимущество. Однако они не думают о том, что нам на этом направлении войска теперь тоже не особо нужны, и мы, так же как и противник, перебросим их на предполагаемое направление главного удара.
В целом же нам от этой катастрофы пользы ещё меньше, чем противнику - левый берег ниже правого, занятого ВСУ. Вода затопила несколько линий нашей обороны, смыв часть минных заграждений, кладбища, что грозит вспышкой инфекционных заболеваний. И, самое плохое, появилась реальная угроза того, что Северо-Крымский канал, а значит и Крым, снова останется без воды. А ведь обеспечение водой Крыма было одной из задач СВО.