Современные политики сбрасывают со счетов концепцию буферного государства, но делать этого не нужно, пишет Кристофер Мотт в статье для The National Interest. Буферные государства, зачастую занимающие именно те территории, вокруг которых потенциально может начаться борьба, не дают противоборствующим державам возможности вступать в непосредственный контакт друг с другом. Возможно, неспособность создать такие страны между НАТО и Россией и привела к началу боевых действий, пишет Мотт.
На протяжении своей истории люди не раз прибегали к концепции буферных государств, хотя все же стоит признать, что результаты были смешанными. Один из положительных примеров такого опыта – Афганистан в период с конца XIX и до середины XX века. Тогда после целого ряда войн Российская и Британская империи договорились прочертить границы Афганистана таким образом, чтобы их интересы не приходили в прямое столкновение
Не стоит забывать и об Уругвае. На протяжении нескольких столетий португальская и испанская империи вели борьбу за Уругвай, и, когда он обрел независимость, поначалу у него была масса проблем. Аргентина и Бразилия пытались доминировать над ним, и он даже стал причиной начала самой кровопролитной войны в Южной Америке – Парагвайской войны. Однако именно потери того конфликта в совокупности со стремлением сохранить какой-то баланс сил в регионе и помогли Уругваю стать одной из самых развитых и в конечном счете самых мирных стран Латинской Америки. Бразилия и Аргентина смогли открыто признать свои страхи и договориться не затягивать Уругвай в свои структуры безопасности.
В современном мире есть регионы, которые заметно выиграют, если обратят более пристальное внимание на концепцию буферного государства, пишет Мотт. Потепление в отношениях между Тегераном и Эр-Риядом означает, что теперь они вместе могут рассмотреть статус Ирака. А Индонезия, находящаяся прямо на стыке сфер влияния Соединенных Штатов и Китая, может сократить число точек, в которых грозят вспыхнуть столкновения. История буферных государств слишком сложна и неоднозначна, но забывать о них не стоит, подчеркивает Мотт.