Пока ехала в ночном поезде, мне, как всегда в поездах, не спалось, и я посмотрела давно скачанных "Петровых в Гриппе" Серебренникова.
Посмотрела легко, 2.5 часа пролетели незаметно, как в трансе. Напишу свои впечатления, что понравилось, а что нет:
Что понравилось:
- Понравилась сцена ёлки и часть с детскими воспоминаниями, мамы в шапках, детский утренник, голые родители, советские ёлочные игрушки. Получилось попасть в какое то детское бессознательное. Особенно порадовал костюм снеговика на одном из ведущих, помню мне мама сшила такой, и ведро из бумаги дала на голову. Я сильно потом возмущалась, почему я не снежинка.
- Большое количество деталей в кадре . Всё очень продуманно и тщательно сделано, если загаженный лифт, то очень натуральный, если хрущевка, то как в самых страшных кошмарах.
- Шикарная операторская работа Опельянца, длинные кадры, эффект присутствия и долгого следования за героем, это очень круто и завораживает.
- Понравились и Пересильд и голый Юра Борисов и голая Варя Шмыкова. Всё голые люди мне очень понравились., это было и мило и смешно. Вспомнила фильмы Киры Муратовой
Что не понравилось (спойлер - все остальное):
Очередной взгляд изнутри Кирилла Серебренникова и его единомышленников. Очередная убогая Россия, репортаж из преисподней и водярка из горлА .
Опять хтонь, вонь, грязные лифты, омерзительно заплесневелые многоэтажки, внутреннее маньячество и желание убивать у обывателей Петровых, в том числе и своих детей (то ли сон, то ли явь), и все это на фоне неизменного ковра, как символа обреченности. Людей с ковром - не спасти.
Опять убожество и безысходность в которой, конечно, живёт вся "остальная" и "глубинная" Россия. Глупость тупость и беспросветность родителей, которые дают ребёнку аспирин, просроченный на 30 лет, потому что лень идти в аптеку ночью. Дружеское нажатие на курок, когда друг попросил, чтобы покончить с собой, безразличное поторапливание его с самоубийством, потому что завтра на работу.
- Унылый Совок, где, несмотря на приятные воспоминания, было в основном все то же - убожество, хамство, нищета и мрак.
- Шутки и намеки для своих. Мало кто может их понять, а кто может, тот мало кто (например, чтоб вы знали, оживший покойник в конце, это какой-то известный в узких кругах реальный рэпер, который инсценировал свои похороны).
- И как всегда, главное для меня, это презрение и отсутствие любви к своим героям.
Пока смотрела фильм постоянно в голове крутился фильм Киры Муратовой "Астенический Синдром".
Тот же мрачный и потерянный герой, бродящий по мрачному городу в полубредовом состоянии, развал Союза, люди все либо на грани нервного срыва, орущие матом, либо оторванные от реальности.
Но, почему то, Муратова не вызывает такого чувства гадливости и отвращения, а, скорее, наоборот она вызывает сочувствие к героям, попавшим в безвременье, и она смотрит на них с любовью. Несмотря ни на что, несмотря на выворачивающую всю душу и нутро сцену собачьей живодерни, которую нельзя смотреть без слез и ужаса, от того, что это все присутствует в жизни и сделано человеком.
Серебренников же, как и другой мой нелюбимый режиссер Звягинцев смотрит на героев равнодушно и брезгливо, как на насекомых в банке, копошащихся в навозе, которых он тормошит палочкой или давит с интересом.
Если Муратова снимала про то, что реально происходило в данный момент (а как мы помним это начало 90х) , про ту атмосферу непонимания и потерянности у людей, когда старое разрушено, а нового нет, то Серебренников как-будто нарочно выискивает в сегодняшнем настоящем самую гадость, роется в выгребной яме, а если надо, то додумывает ужасы и грязь. Герои, которых он показывает, не вызывают ни сочувствия, ни сострадания. И правда - деграданты и больные люди, что с них взять? Только напалмом их пожечь и остается.
Моё восприятие Муратовой очень восторженное, я её всю с детства засмотрела, и периодически пересматриваю. Поэтому сейчас увидела все моменты у Серебренникова, перекликающиеся с её фильмами (а чего у неё только не было, и убийства, и перерезанное горло, и голые, и мертвые, и глупость человеческая, и грязь и убожество жизни - все было, но смешно тоже было, намного чаще, чем грустно). Для меня она была, есть и останется великим режиссёром, который всегда в первую очередь снимал про отдельных, уникальных, смешных, странных одиноких людей, про маленького человека в жизненных обстоятельствах.
Другой фильм, флешбеки из которого мелькали в голове при просмотре - это Сигаревская "Страна ОЗ", которую я безмерно люблю и обожаю, несмотря на легкую (или совсем не легкую?) чернушность. Но все таки, Сигарев совершенно другой режиссер, из другого теста. Он снимает про себя и про таких как он, он понимает этих людей и он сам такой, он видит и все плохое, но и все хорошее.
Он любит и сочувствует своим героям, всем, кроме, наверное, тантрического барда, но тот и правда мерзкий тип. За это я его и люблю .
Короче кино посмотрела я с интересом, (а снято оно очень хорошо, качественно, с деталями), но и с отвращением. Автор сказал и показал, что мы обречены. Позади и впереди беспросветная мгла, убогие панельки и загажённые лифты и заводской дым окружают нас, превращая в нелюдей, и лишь обрывочные воспоминания из детства иногда пульсируют в воспаленном сознании деградирующего и умирающего человека. В конце фильма Серебренников предлагает всем выскочить из гроба, как один из героев, который сначала был мёртвый, а потом вдруг ожил, и побежать побежать неизвестно куда.
Хотя нет, герой в итоге встречает в автобусе всю ту же златозубую кондукторшу - смерть . Надежды нет и не будет.
Приятного просмотра ...