Найти тему
Томикс

Снижение платы за проезд в автобусах Владимира невыгодно самим пассажирам?

Больше месяца назад в ходе пресс-конференции губернатор Владимирской области Александр Авдеев предложил журналистам узнать мнение жителей областной столицы – сколько денег они готовы отдавать за проезд в общественном транспорте. Томикс так и поступил. Результаты опроса не оказались неожиданностью: владимирцам хотелось бы, чтобы поездка на автобусе обходилась им как можно дешевле. Чтобы прояснить ситуацию и узнать, какую стоимость билета считает оптимальной другая сторона, мы поинтересовались мнением перевозчика – руководителя ООО «Виктория» Максима Володина. Он объяснил, из чего формируются тарифы, с какими сложностями сопряжен этот процесс, а также почему спрашивать мнение жителей по этому поводу – не самая здравая идея.

-2

В опросе на сайте Томикса приняли участие 1140 человек. На выбор им предлагалось выбрать адекватную, по их мнению, стоимость проезда в общественном транспорте: от менее 20 рублей за поездку до более 60 рублей.

Голоса распределились равномерно между вариантами. Но с небольшим отрывом победил вариант «менее 20 рублей». Его выбрали 24% респондентов, или 271 человек. На втором месте вариант «20-30 рублей». Столько за проезд готовы платить 267 человек, или 23% опрашиваемых. Следом идёт вариант «30-40 рублей», он набрал 233 голоса, или 20% от общего количества. От 40 до 50 рублей за одну поездку готовы отдать 214 человек, или 19%. А вариант «60 рублей и более» собрал всего 155 голосов, или 14%.

-3

Формирование тарифов на общественный транспорт – сложный процесс, учитывающий множество факторов. Если он станет экономически необоснованным для перевозчиков – они разорятся, будут вынуждены закрыть бизнес и уйти с рынка, поскольку не смогут работать «в минус». Вряд ли этого хотят люди, которые выбрали в опросе наименьшую стоимость проезда. Скорее всего, они сами живут не очень богато и готовы экономить каждый рубль.

Потому логика губернатора Авдеева, который предложил спросить мнение жителей Владимира о комфортной стоимости проезда, не очень ясна. С таким же успехом можно провести опрос о предпочтительной зарплате для самого губернатора. Очевидно, что большинство респондентов также выберет наименьшую сумму. И связано это не с личностью губернатора или даже его работой, а с тем, что люди предпочтут оставить «лишние» деньги себе.

Максим Володин, перевозчик, который обслуживает автобусные городские маршруты №5 и №5а, рассказал Томиксу, почему снижение платы за проезд невыгодно в первую очередь самим пассажирам.

«На данный момент тарифы и так являются экономически необоснованными и заниженными. Это приводит к тому, что и так удручающее состояние автопарка будет только ухудшаться», – начал объяснение Максим.

С его точки зрения, еще одним немаловажным фактором является то, что при понижении тарифов невозможно обеспечить достойную зарплату водителей. А у них действительно сложная и нервная работа, которая должна хорошо оплачиваться. В результате мы получаем недостаток кадров. Может так получиться, что в какой-то день за руль автобуса просто некому будет сесть и уже станет неважно – 20 рублей стоит проезд или 50.

Перевозчик объяснил, что без пересмотра тарифа в сторону увеличения развитие общественного транспорта во Владимире невозможно.

«Та цена билета, которая есть сейчас у меня в автобусах, она адекватна. Мне хватает проиндексировать зарплаты, хватает на запчасти, обслуживание, выплату налогов. Но это без развития. Если говорить о приобретении нового подвижного состава, о расширении, взятии кредитов на улучшение материально-технической базы с таким тарифом это невозможно. Если говорить конкретно обо мне, то для того, чтобы я взял и резко обновил весь автопарк, мне нужно, чтобы тариф был не менее 35 рублей», – объяснил Максим Володин.

Увеличение тарифов в прошлом году, по словам перевозчика, лишь частично закрыло резко возросшие расходы на страховку, запчасти, топливо, да и сами автобусы в целом.

Откуда вообще берутся тарифы, почему стоимость проезда повысили на два рубля, а не на пять или рубль? Максим Володин объяснил, что в основе лежит сложный и не совсем логичный принцип подсчёта.

«Допустим, у меня стоимость резины на одно колесо составляет 6 тысяч [рублей], а у “Владимирпассажиртранса” 40 тысяч. Тариф формируется по усреднённым данным. Второй момент. При принятии тарифа на 2023 год учитываются данные за 2021 год. Если в 2021 году резина на одно колесо стоила 4,5 тысячи, то сейчас она уже стоит 6 тысяч. Реальная инфляция всегда превышает уровень прогнозируемой. Это дополнительные убытки», – говорит перевозчик.

Таким образом, мы получаем замкнутый круг. Власть не поднимает тарифы до экономически обоснованного уровня, потому что перевозчики не соответствуют тем требованиям, которые им предъявляет пассажиры. А у перевозчиков просто нет денег, чтобы проводить реформы.

Напомним, что на пресс-конференции губернатор Александр Авдеев говорил о том, что прежде чем повышать тариф, перевозчики должны показать достойный уровень работы. Как несложно догадаться, у перевозчиков нет лишних денег на «улучшения», если при нынешнем тарифе работать приходится практически «в ноль». Даже если и получится найти деньги, например, на обновление парка, кто знает, может, власть передумает и тариф не поднимет.

Максим Володин предлагает такой выход из тупика: власть повышает тариф до того уровня, который просят перевозчики. После этого начинается отсчет времени, в течение которого они обязуются провести реформы, меняющие ситуацию к лучшему. Если перевозчики этого не делают – на них заводится уголовное дело за незаконное обогащение или мошенничество, поскольку увеличение тарифа подразумевало инвестиции в развитие. В этом случае, несмотря на то, что власть примет непопулярное решение значительно поднять тариф, все останутся в плюсе, прежде всего – пассажиры.

Несмотря на то, что повышение на 5-7 рублей кажется очень значительным для кошелька, в итоге происходит иначе. Если человек в среднем совершает 60 поездок в месяц, получается, что он «переплачивает» 300-420 рублей. Разве это не та сумма, которую мы тратим на такси при повышенном спросе, когда часами не можем дождаться своего транспорта из-за очередной поломки автобуса?

Что касается результатов опроса Томикса, то для Максима Володина он не стал сюрпризом. По его мнению, в таких вопросах нужно опираться на мнение компетентных источников, а не субъективные ощущения граждан.

«Тариф на общественный транспорт у нас регулируется региональным законодательством в департаменте цен и тарифов по определенной методике. С учётом того, что цены на бензин, недвижимость растут, невзирая на нас, люди очень недовольны. Если у них спросить мнение о тарифах на общественный транспорт конечно, никто не захочет платить больше», – говорит Максим.

Кроме того, Максим Володин объяснил, что перевозчики просят установить тарифы, беря цифру не «с потолка», а в строгом соответствии с законом.

«Нет такого, что мои расходы, например, составляют тримиллиона рублей, а я хочу зарабатывать два и на основе этого мы запрашиваем тариф. Согласно приказу Минтранса, прибыль перевозчика должна быть на уровне 3-5% от оборота. Соответственно, если у меня расходы на три миллиона, я могу запросить повышение тарифа максимум на 3 миллиона 150 тысяч. Большую сумму мне департамент цен и тарифов не утвердит. При действующей методике рассчитать оптимальный тариф сложно. В любом случае кто-то выиграет, а кто-то проиграет», – объяснил перевозчик.

Получается, что камень преткновения – не столько цена за проезд, а скорее соотношение с ней качества услуги. Конечно, никто не хочет переплачивать за разбитые и старые автобусы, которые ходят раз в полчаса. Но нужно наладить диалог между тремя сторонами: властью, перевозчиками и пассажирами. Когда последние будут понимать, за что именно они платят и почему повысился тариф, – возможно, результаты опроса получатся совершенно другими.