Счастье – это просто побочный продукт осмысленного бытия
Среди всех человеческих потребностей есть одна, которая, в общем, и делает нас людьми. Это потребность в ориентации и поклонении.
Именно она заставляет нас с надеждой и трепетом вглядываться в звездное небо, мучительно искать смысл собственного бытия и, невзирая на все предостережения, творить себе кумиров и самим становиться кумирами.
«Кто мы? Откуда? Куда идем?» (можно сказать и «К чему стремимся?») Отвечать на все эти вопросы обязана идеология (в любой ее форме – от религии до политической доктрины).
Собственно, идеологии и отвечали, отчаянно отстаивая собственное видение мира и человека. Доспорились в итоге до самой страшной войны в истории человечества.
Постмодернизм являлся защитной реакцией на «большие смыслы» - национал-социализм и коммунизм, ставшие детонаторами великих потрясений ХХ века. Посредством самых разных ухищрений, включающих всё – от высмеивания до прямых запретов, ему удалось практически полностью вытеснить глобальные нарративы из общественного сознания.
Но сам постмодернизм не в силах предложить никакой идейной альтернативы. Признавая архиценность человеческой личности, он при этом всячески стремится её ограничить, низвести человека до уровня простого потребителя-производителя, который предъявлял бы минимальные запросы в духовной и интеллектуальной сфере.
Итогом стал наблюдаемый сегодня кризис человека на Западе, приведший, в конце-концов, к кризису западной цивилизации в целом.
Более того, неожиданно оказалось, что в сознании получившегося одномерного человека (по Маркузе) даже малые смыслы (а пророй и чистая бессмыслица) вызывают опасные девиации, вплоть до угрозы всему миру.
Интеллектуально ничтожные цезари становятся властителями умов наций, стоит лишь скреативить хоть какое-то подобие смысла для изголодавшихся по осмысленному существованию масс. Такое явление опасно тем, что уровень развития новых вождей пребывает на уровне Брат-2, с сопутствующей агрессией и пренебрежением последствиями.
Но бог с ними, с цезарями. Будем надеяться, что человеческий гений в своём развитии переварит и их (ибо страшно представить как будет наоборот).
Проблема в том, что системная бессмыслица постмодерна так и будет без конца порождать подобные угрозы, причем с постепенным понижением уровня типажей до откровенных безумцев. С прогнозируемыми для мира последствиями.
Перефразируя Ницше – «Постмодерн есть нечто, что следует преодолеть».
Преодолеть же его можно по-разному: повернуть обратно в Модерн или отринув фукуямовский «конец истории», смело двинуться сквозь хаос.
Модерн при всей привлекательности своих великих смыслов и великих свершений требует от человека еще и «великого отказа». Отказа от личного мнения, свободы самовыражения, а зачастую и от собственной жизни.
«И как один умрем в борьбе за это…»
Сегодняшняя СВО – это как раз и есть кусочек «как бы модерна». И не сказать чтоб избалованные сверхпотреблением и убежденные в своей сверхценности люди постмодерна так прям ломанули туда. Скорее наоборот – двинули от угрозы мобилизации куда подальше.
Безотносительно моральной оценки, приходится признать, что фарш реально невозможно провернуть назад. Современный человек поставлен СМИ в центр мироздания (во всяком случае, в собственном представлении) и ни за что не согласится променять «трон великого наблюдателя вселенной» на место в окопах и роль «хвороста революции».
Вот где-то здесь и следует искать истоки метамодернизма и пути преодоления постмодерна.
Если великие смыслы и глобальные истины обществу никто предлагать не намерен, оно само их сформулирует.
Только это уже будут не бетонные глыбы, покоящиеся на авторитете немногих, а постоянно меняющийся продукт коллективно выработанных и коллективно согласованных понятий, принимаемых большинством в каждый конкретный момент. Изменение условий вызовет автоматически вызовет изменение приоритетов большинства и, соответственно, плавную трансформацию общественных принципов.
Где тут государство и власть? Как ни странно, они наконец начнут заниматься тем, чем и должны – служить исполнению желаний большинства граждан общества всеобщей информированности. Демократия интеллектуальная реализуется через классические механизмы демократии государственной.
Вернемся к смыслу жизни. Он, как всегда, в преодолении. В данном случае – в преодолении постмодернизма и в содействии становлению того, что Ваттимо назвал обществом всеобщей информированности. С названием можно поиграть: интеллектуального самоуправления, например.
Становитесь частью единого интеллектуального поля, благо интернет дает такую возможность. Может в этом и состоит его предназначение – в преодолении постмодерна.
Взяв от постмодерна лучшее – уважение к человеческой личности – избавить эту личность от пассивной роли зрителя на чужом спектакле и сделать соавтором великой мистерии человечества будущего.