("Тихий садовник", Master Gardener, 2023, США)
76-летний режиссер/сценарист Пол Шредер - тоже из числа киноделов, которых массовый зритель помнит не по имени, а по их заслугам на поприще мирового кино. И самыми известными заслугами Пола являются, безусловно, сценарии к четырем лентам Мартина Скорсезе: "Таксист", "Бешеный бык", "Воскрешая мертвецов" и "Последнее искушение Христа".
А вот режиссерский труд Шредера честно́й зрительский народ знает и ценит гораздо меньше. При том, что за "Дневник пастыря" (2019) Пола даже номинировали на Оскар, а в прошлом году в Венеции его наградили Золотым Львом за вклад в мировой кинематограф.
Вряд ли станет прорывом "в массы" и новая работа Пола "Тихий садовник". Да и, говоря начистоту, не в том нынче Шредер возрасте, чтобы удивлять и шокировать. Спасибо ему уже за то, что он остается адекватным и трезвомыслящим старцем, не впадающим в занудство, "полит-повесточку" и морализаторство. Скорее, наоборот, мораль "Тихого садовника" по сегодняшним меркам чертовски смела и оригинальна, при этом абсолютно понятна, по-человечески естественна и просто красива.
Как, впрочем, красиво с визуальной точки зрения снят и сам фильм. Большинство чьих сцен разыграны в цветочном саду, среди благородной флоры, за которой ухаживает целая бригада садоводов и огородников.
Есть, правда, и одно существенное "но".
Несмотря на жесткую "криминальную" фабулу, молодежи годов этак до 35 смотреть "Тихого садовника" будет явно скучно. За всех вас, конечно, не поручусь, а сужу исключительно по себе - примерно до этих лет подобное "спокойно-взвешенное" кино гарантированно усыпляло меня минуте на 20-30-й. И лишь годам к 40-а я научился синхронизировать свои "биоритмы" с темпом повествования таких вот "стариковских" картин. После чего стал наконец-то обнаруживать в них все их достоинства и проявлять к ним интерес.
Как говорится, если уж стареть, то по принципу вина - с усложнением букета собственных вкусов.
А то, что достоинств у "Тихого садовника" полная садовая тачка - сие непреложный факт (хотя сравнение явно неудачное, учитывая, что обычно возят в тех тачках). Начиная от игры продолжающего расти, как драматический актер, Эдгертона и как всегда пронзительно-неотразимой Уивер, до талантливой операторской и монтажерской работы. Той, благодаря которой здесь даже в статичных сценах есть своя уникальная динамика; не знаю, как это сделано, но ощущается именно так.
Не подкачал и сценарий за авторством, разумеется, самого Пола Шредера. Который, однако, может оттолкнуть кое-кого из вас еще на стадии аннотации. А она на первый взгляд, опять пугает нас триллером про очередного крутыша с мрачным прошлым, вступившегося за очередную угодившую в беду девочку.
Так вот - аннотация права лишь отчасти, и верить ей безоговорочно не надо. Ибо в действительности картина Шредера повествует всё-таки о другом и расставляет иные драматические акценты, нежели на банальном "пришел-обиделся-разобрался".
Да и сам по себе герой с редким именем и странной "арийской" челкой Нарвел (Джоэл Эдгертон) никакой не крутыш, а просто крепыш. Кем он был в прошлом и как сюда угодил, вам расскажут по мере развития сюжета, а сегодня Нарвел - ботаник. И не какой-то там "ботан", а буквальный, без кавычек, ведь на нем лежит ответственность за огромный сад, принадлежащий стареющей богачке Норме (Сигурни Уивер). Которая не только гуляет по нему, нюхает хризантемы и ловит кайф. Нет, она еще и зарабатывает на элитных цветочных выставках и аукционах большие деньги - вот какой приятный и полезный член буржуазного общества!
Если вы думаете, что педантичный в своей работе Нарвел, носящий прическу, как у надзирателя концлагеря, является вреднющим занудой-начальником, вы заблуждаетесь. На самом деле он своих подчиненных не терроризирует и вообще исключительно вежлив со всеми обитателями поместья Нормы, включая ее любимого пёсика.
А с самой Нормой Нарвел и вовсе вежлив до такой степени, что не может отказать ей в регулярных просьбах поиграть с ней в азартную кроватную игру "Миллионерша и садовник". Само собой, не на щелбаны, а по-взрослому, на раздевание. Хотя, конечно, тотальной "обнаженки" не ждите. Всё-таки тетушка Сигурни актриса уже солидная, и оголяться перед кинокамерой не станет даже ради своих фанатов.
Тем не менее очередная просьба Нормы, что была озвучена Нарвелу в это погожее утро, касалась не их очередной игровой партии, а нормовой осиротевшей внучатой племянницы Майи (Куинтесса Суинделл). Той, кому предстояло стать единственной наследницей всех цветочных богатств хозяйки, а своих детей у неё не было. А поскольку Норма не хотела, чтобы после ее смерти все ее труды были уничтожены или распроданы, Майю требовалось "натаскать" в этой науке хотя бы до уровня "Победитель школьной ботанической олимпиады". Что, естественно, было невозможно, если сначала не привить ей любовь к ковырянию в чернозёме и иным садово-огородным радостям.
Наставником Майи и предстояло стать многомудрому дяде Нарвелу. И всё бы ладно, да только ученица ему попалась "трудная" - живущая в бандитском районе и, похоже, сидящая на "наркоте". И не только это стало чинить проблемы в отношениях между Нарвелом, Нормой и Майей, но и...
...Хотя, нет, всё дальнейшее уже относится к спойлерам. А значит может быть разглашено мною вам лишь по приговору суда, а мне таковой пока не предъявили.
***
В общем, да, терзали меня перед просмотром "Тихого садовника" кое-какие сомнения - видимо, из-за плохих ассоциаций с "Преданным садовником" (2005) Мейреллиша, который мне откровенно не понравился (чисто субъективно, безотносительно к качеству этого оскароносного фильма).
Ан нет, к счастью, сомнения не оправдались, и новинка от Пола Шредера действительно скрасила мне вечерок своей приятной "картинкой", старательной актерской игрой и "психологичным" смысловым содержанием. Короче говоря, очень достойная работа от ветерана серьезного кинопроизводства.
И всё же вынужден повториться: поскольку Шредер подчеркнуто ориентировал этот свой фильм не на молодежь, рекомендовать его ей я столь же подчеркнуто не стану. По крайней мере пока вам не исполнится лет 35-40, и вы не избавитесь от привычки "минусовать" рейтинги всех фильмов, что в силу возраста еще не понимаете. Так, как это, гляжу, происходит сейчас на IMDb и Кинопоиске с "Тихим садовником", коего гнобят там совершенно незаслуженно.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):