В 1921 году завершился первый, драматический, а для кого то даже романтический, этап нашего исхода из России, и первоначальный интерес к нам угас. Нас было слишком много, российских беженцев, мы уже воспринимались как заурядное явление.
Мария Павловна обосновалась в Париже. Туда же переехал её любимый брат Дмитрий.
Осенью 1921 года я познакомилась с мадемуазель Шанель, преуспевающей модисткой в послевоенном Париже, чья деловая хватка многое обещала
Познакомилась Мария Павловна с мадемуазель Коко благодаря брату. Дмитрий примерно год был возлюбленным и "русским принцем" Шанель.
И пускай этот роман был не долгим, дружбу они смогли сохранить. Именно, Дмитрий Павлович познакомил Коко с Эрнестом Бо, парфюмером, который подарил миру духи Chanel No. 5.
Понимаю, не по теме, но не могу промолчать. Так получается, что я много упоминаю революцию. И часто белогвардейцы в моих рассказах все в "белом пальто". Конечно, это не так. Шла война. Тот же Бо - создатель шедевра в мире ароматов, был в 1914—1919 на военной службе. И в Гражданскую был на стороне Белых и союзников.
В 1919 году посещал лагерь военнопленных красноармейцев на острове Мудьюг в Белом море, близ Архангельска (этот период его жизни упоминается в документальном фильме корреспондента BBC Люси Эш «Когда Британия вторглась в Россию», там приводится цитата из книги Павла Рассказова «Записки заключенного»: «Агентом контрразведки, как учреждения пыток, застенков и бесчеловечного мучения людей был лейтенант Бо. Бывший крупный московский коммерсант, среднего роста, толстый, с круглой бритой обрюзгшей физиономией, напоминающей бульдога, с широкой инициативой в проявлении зверств, Бо был типичным жандармом и охранником. Под его „отеческим попечением“ находился Мудьюгский концентрационный лагерь»
Вернёмся к Коко и Дмитрию. Отношения с Дмитрием Павловичем открыли Шанель мир русской культуры. Любовь любовью, но деловую хватку никто не отменял. Сотрудничество Шанель и Марии Павловны началось с чистого расчёта.
Однажды Мария Павловна пришла в гости к Шанель. Коко проводила жаркие переговоры с её поставщицей вышивки:
— Нет–нет, мадам Батай, я не стану платить шестьсот франков за эту работу, — говорит Шанель.
Дородная мадам Батай, потея в облегающем темном платье, напрасно пытается вставить слово в поток образумливающей речи Шанель.
— Но обратите внимание, мадемуазель… — пыхтит мадам Батай.
— На что, мадам? — обрывает ее Шанель. — Благоволите объяснить, на каком основании вы запрашиваете эту несуразную цену; я, например, не вижу для этого никаких оснований.
И тут, сама от себя не ожидая такой смелости, Мария Павловна предлагает Шанель свои услуги в качестве вышивальщицы, но на 150 франков дешевле. Только вышивка должна быть не ручной, а машинной. Ни опыта, ни машинки у княгини не было. Но проснулся азарт и желание изменить свою жизнь. Мария Павловна купила машинку и пошла учиться на фабрику.
Много дней я горбатилась над машиной, неустанно давя ногою педаль; окон в мастерской не было, освещение тусклое, в воздухе — взвесь пыли и масла.
Она так загорелась этой идеей, что мысленной уже открыла свою собственную мастерскую. Даже название на семейном совете придумали "Китмир" Так звали собаку из иранской мифологии, которая могла попасть в рай. А ещё так звали одного из пекинесов российского посла Бахметьева, с которым Мария Павловна дружила.