Изначально, эта статья задумывалась несколько в другом ключе, но что вышло, то вышло. В любом случае героем этого материала планировалась Софья Титова.
Эта фигуристка - показательный пример стратегии, которую избрала Академия "Ангелов Плющенко" для своих учеников. Суть ее очень проста - чем больше элементов ультра-си, тем лучше. Перекос в сторону сложности играет со спортсменами злую шутку, прыжки становятся главной составляющей проката, кроме них в постановке нет какой-либо изюминки. И важный момент - нет прыжков, программы разваливаются, их зрелищность стремится к нулю.
Обратимся к произвольной Титовой этого сезона, поставленную под "Paint It Black". Отмечу, что именно эта композиция у фигуристки не случайна. "Ангелы" вступают в многолетний диалог с Этери Тутберидзе.
Началось все с постановки Алене Косторной - КП под две песни Билли Айлиш "No Time To Die" ("Не время умирать") и "You Should See Me With Crown" (Ты должен увидеть меня в короне").
Победного сезона у Алены в Академии так и не получилось, короткую потом и вовсе заменили.
На следующий сезон ТШТ ставят Аделии Петросян произвольную под "No Time To Die", завершая программу другой композицией "Paint It Black".
Программа получилась загадочной и красивой: о черной и белой полосах в судьбе, о выборе, о времени, о цикличности жизни.
Следом "Paint It Black", конечно, в другой обработке, берут в Академии для Софьи Титовой. В постановке есть отсылка к программе Аделии, своего рода "пасхалка". Обе фигуристки в начале программы делают оборот вокруг оси на колене, в дальнейшем Софья отказалась от этого движения и стала выполнять оборот на одной ноге.
Кстати, если посмотреть контрольные прокаты, то ПП задумывалась достаточно интересной. Так выглядела она на контрольных прокатах.
Не скажу, что мне все нравилось, но с учетом "эволюции" постановки по ходу сезона это более интересная версия. Здесь видна борьба, от которой в дальнейшем осталось только потрясание кулаками.
Под конец сезона хореографию зачистили почти до нуля в угоду элементам ультра-си. Наиболее ярким примером оказалось выступление на последнем турнире сезона для Софьи Титовой - Финал Кубка России. В этой погоне за прыжками трудно заметить даже хороедорожку.
Еще один момент, о котором начинаешь задумываться после сравнения прокатов Софьи Титовой начала и конца сезона: в начале Софья старается именно наработать компоненты, программы хоть и выглядят сыроватыми, но есть надежда, что к концу их доработают и дошлифуют, а по факту это не так. Но что мы видим в компонентах - они неизменно растут.
На первом этапе, где фигуристка упала 3А и с 4S, она получила 62,35 балла компонентов: композиция - 7,80, представление - 7,65, мастерство катания - 7,90. На третьем этапе (с аналогичными ошибками) - 63,55: композиция - 7,90, представление - 7,80, мастерство катания - 7,80. На Первенстве России, где было допущено падение с 4S, сделаны 3А+2Т и 4S+3T, Софье поставили 62,27 балла: композиция - 7,68, представление - 7,75, мастерство катания - 7,89. На Финале Гран-при (3A+2A+Seq, 4S<+3T<, 3A<, 4S<+1Eu+3S) оценка за компоненты стала самой высокой за сезон 63,94: композиция - 7,90, представление - 8,00, мастерство катания - 8,05. Это лишь свидетельствует о том, что у нас зачастую компы подтягивают к технике.
Напомню, что с этого сезона 5 параметров компонентов сократили до 3:
- композиция: сама постановка, ее оригинальность, по сути оценивается работа хореографа;
- представление: как фигурист представил поставленную ему программу;
- мастерство конька: скольжение, владение коньком.
Давайте сравним Софью с другими юниорками, тоже владеющими элементами ультра-си, но при этом не забывающих про другие составляющие ФК.
У 14-летней Алисы Двоеглазовой, катавшей ПП под музыку к фильму "Ла-ла Ленд", не так много выступлений. Но вот ее произвольная программа на пятом этапе Гран-при России. Прошу обратить внимание на связки между элементами, на заходы на прыжки.
В этой программе фигуристка исполнила 4Lz+2A+SЕQ , 4Lzq и 4T (недоркут и падение).
Компоненты за эту программу составили 63.82 балла: композиция - 8,00, представление - 7.95, мастерство катания - 7.95. По факту компоненты близки к тем, что у Софьи Титовой были с двумя падениями, а потом с 3 ультра-си, но недокрутами и другими ошибками.
К слову, Алиса всегда уступала Софье, в том числе по компонентам, но вот юниорский уровень и здесь фигуристка ТШТ выглядит более выигрышно.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание. Как мы помним, в произвольных программах новисов и юниоров с прошлого сезона убрали дорожки шагов, чтобы "малышам" (слово намеренно взято в кавычки, так как в юниорах некоторые выступают до 18 лет) каталось легче.
В этой ситуации мы увидели два сценария. Первый - выбросить из программы почти все связующие элементы и яркий пример тому ученики "Ангелов Плющенко", второй - наполнение программы между прыжками и вращениями, так как это позволит фигуристу прийти более подготовленным ко взрослым стартам.
Последние примеры можете привести сами, а я предлагаю посмотреть на постановку 15-летней Алины Горбачевой. Эта фигуристка выступала уже по взрослым, но на Первенстве России ее заявили в качестве юниорки.
Алина просто расцвела. К концу сезона она обрела уверенность в собственных силах, поверила, что может.
В ПП прошу обратить внимание на хореографию, композицию, связки, работу корпусом. Одним словом, все то, что и составляет суть постановки. Отдельно стоить отметить гармонию музыки и движений, при чистом прокате именно этот нюанс позволяет достичь "вау-эффекта".
Компоненты за эту программу составили заслуженно 66,58: композиция - 8.29, представление - 8.36, мастерство катания - 8.29.
Наверное, самой идеальной постановкой для юниорок по сложности и красоте на данный момент можно считать произвольную Софьи Акатьевой, которую она представила с четырьмя ультра-си. Это ее знаменитая "Мулан". Вот выступление на этапе в Гданьске.
И снова внимание на компоненты - 60.61 балла (на этапе в Красноярске у Софьи было 62.62). Для сравнения у Вероники Жилиной на этапе в Словакии компоненты еще выше - 62.92 балла.
Такой разброс говорит о том, что "компы" сами по себе очень субъективная составляющая. Кроме того, у Евгения Плющенко именно на этапе в Словакии было все "проработано".
Подытоживая написанное, хочется отметить следующее. Судя по контрольным прокатам Софья Титова может катать что-то интересное в теории, но совмещать это с прыжками ультра-си не получается.
Возможно, нужно найти баланс, который будет комфортен именно для нее и отталкиваться уже от этого. Кстати, этот баланс найти не могут уже второй сезон. Но главное - тренеры Софьи "забивают" на другие части неотъемлемые части программы: вращения (у фигуристки они стали проседать), спирали (для галочки), в целом хореографию.
У нас на глазах было множество вариантов спортивных карьер. Постепенно усложнение - Камила Валиева, погоня за "пятиквадкой и трикселем" у Александры Трусовой, "обнуление" Софьи Самоделкиной из-за резкого роста, "максимум в нужный момент" от Анны Щербаковой.
У Софьи Титовой будет свой путь...
Спасибо за внимание 🥰!
Не переключайтесь и подписывайтесь на 👉НАШ КАНАЛ👈, нас уже почти 8 тысяч)))
Делитесь своими впечатлениями в комментариях, вместе смотреть фигурное катание интереснее 🧐. Заказывайте темы статей, мы обязательно разберемся в этих вопросах вместе 🤗.