💬 Наверняка Вам интересно: а каковы были отношения Сергея Владимирского и Её величества – русской балалайки? Ведь мы знаем уже, что первым его инструментом была мандолина, с которой Серёжа познакомился ещё ребёнком. А балалайка? На сцене он появляется с этим инструментом лишь году в 80-м, хотя даже с «Гренадой» Сергей Владимирский выступал к тому времени уже года два. Так что же? Не нравился ему этот инструмент? Вовсе нет. Балалайка была его мечтой ещё со школьной скамьи.
📜 Родители определили ребёнка, обожавшего музыку, в музыкальную школу по классу фортепиано. И это было вполне логично, ведь фортепиано - базовый инструмент, дающий широкое образование в области музыки. Однако в общеобразовательной школе, где учился Сергей, было объявлено, что создаётся оркестр русских народных инструментов. К тому же – что желающим принять участие будут выданы балалайки. Сердце Серёжи затрепетало: балалайки, которые раздавали ребятам, были, с его точки зрения, красоты необычайной: на них был изображен Медный всадник – памятник Петру I, представляете себе? Серёжа, мальчик очень воспитанный, пропустил вперёд всех самых активных, и затем уже протянул руку за «своим» сокровищем… Но не тут-то было: «Мальчик, а ведь у тебя же есть свой инструмент, верно?» «Верно, у меня есть мандолина» - честно ответил Серёжа. «Вот и будешь играть на мандолине, а то у нас балалайки уже заканчиваются» - подвёл черту будущий руководитель оркестра… Горю Серёжи не было границ! Он сожалел об этом даже, будучи взрослым, прославленным музыкантом – но мне удалось достать и подарить ему именно такую, правда, не новую балалайку, и она присоединилась к уже обосновавшимся в коллекции Маэстро своим сёстрам – балалайкам. Но всерьёз Сергей Владимирский включил в свой репертуар балалайку совсем не скоро, уже будучи тридцати лет от роду. И обстоятельства этого шага были, прямо скажем, – из ряда вон выходящими (но об этом потом, ладно?). А в ранней юности он увлёкся музыкой другого плана – можно сказать, альтернативной. Но в русской его душе всё равно всегда находилось место и для русской музыки. А главное в русской музыке – это, конечно же, балалайка – необычный музыкальный инструмент с весёлым, как будто «звучащим» названием. Итак – балалайка. Давайте посмотрим на эту красавицу. Это инструмент треугольной формы с тремя струнами. Мало? Ну, а как насчёт скрипки? Всего четыре струны, но разве скрипка примитивнее, чем шестиструнная гитара? Что касается происхождения таких разных инструментов, как скрипка и гитара, балалайка и рояль, арфа и банджо, то, как ни странно, у них много общего: все они родом из глубин веков, когда человек радовался звуку натягиваемой тетивы лука или был зачарован пением ветра в зарослях тростника… Но наша балалайка всё-таки совсем особая: например, две из трёх балалаечных струн настроены в унисон! Инструмента с таким строем в мире не найдёшь. В разных странах люди восхищаются балалайкой. А почему? Явно она таит в себе что-то необычное. Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно послушать множество произведений, прочитать множество книг… Одна из учениц Сергея Владимирского, Марина Полевая, даже написала кандидатскую диссертацию на тему: «История русской балалайки» (строки из неё приведём ниже). И история эта оказалась совсем не простой.
🎭 Много лет назад на балалайке на русской земле играли странствующие артисты, которых называли скоморохи. Это были смелые, острые на язык музыканты, часто в своих песенках высмеивавшие богатеев. Их выступления на ярмарках и площадях очень нравились простому народу, но и врагов они нажили немало. В конце концов, деятельность весёлых скоморохов запретил сам царь – отец Петра I Алексей Михайлович. Строгий этот указ был принят в 1648 году. С тех пор, как писали историки, на русской земле балалайки замолчали… Прошли не десятилетия – века. Возродить балалайку в России выпала судьба талантливому русскому музыканту Василию Андрееву. Он родился в 1861 году в небольшом городе недалеко от Твери. Сын богатого купца, Андреев имел большие возможности для получения образования. А мама Василия, дама тонкого вкуса, дворянка, развивала в сыне интерес к музыке. Андреев учился игре на рояле, а когда заинтересовался мандолиной, ему этот инструмент привезли из Италии. Большой любовью Василия Андреева была скрипка, в овладении ею он достиг больших успехов. В те времена в аристократических салонах России звучали скрипки, виолончели, фортепиано. Как правило, их привозили из-за границы. На сценах театров звучали оперные арии, ставились великолепные балетные спектакли, проводились концертные вечера в специальных роскошных залах. Но всё это было в первую очередь для наиболее богатых людей, людей «высокого» происхождения. Но однажды (а это случилось 24 декабря 1886 года в Санкт- Петербурге), на вечере в зале, называемом Благородным собранием, на сцену вышел любимый всеми музыкант Василий Андреев, но вместо скрипки в руках его был инструмент совершенно незнакомый зрителям – треугольная его форма поразила публику. А звучание просто привели в восторг! Вот что написала об этом событии на следующий день «Санкт-Петербургская газета»: « В зале, переполненном публикой, был настоящий сюрприз: это наслаждение, которое подарила нам игра – на чём бы вы думали? – на балалайке… Под пальцами артиста этот простой инструмент совершенно заставляет забыть его происхождение». Трудно поверить, но простое, скромное происхождение балалайки стало препятствием на пути продвижения этого народного инструмента в России, то есть на Родине! И всё же гениальный музыкант и истинный патриот Василий Андреев смог переломить эту ситуацию. Василий Андреев услышал балалайку в своём имении в центральной полосе России – играл простой крестьянин ( ведь в народе кое-где всё же хранили память о любимом инструменте). Андреев был просто зачарован необычными звуками. С той поры он решил не только научиться играть на балалайке, но и вернуть ей симпатии жителей России. И ведь ему удалось задуманное! Во-первых, надо было изготовить инструмент – образцов было немного: отдельные балалайки всё же сохранялись в деревнях, но они были в плачевном состоянии. Андреев обратился к столичному мастеру по изготовлению скрипок Иванову с просьбой изготовить балалайку по найденному им образцу. Изготовленная прекрасным мастером и в руках влиятельного музыканта-виртуоза, балалайка привлекла широкое внимание. Василий Андреев не жалел ни сил, ни времени, ни денег, чтобы его любимый инструмент становился всё более популярным. И его усилия увенчались успехом: за относительно небольшой промежуток времени увлечение балалайкой превратилось в массовое явление. В имении Василия Андреева и на его деньги были созданы первые мастерские, где начали изготовлять балалайки. Лучшие мастера научились делать прекрасные инструменты, так что этих людей вполне заслуженно стали называть «русскими Страдивари». И вот уже Андреев организует первый оркестр русских народных инструментов, названный им «Великорусским». С первых лет своего существования коллектив во главе с Андреевым активно концертирует по России и в других странах. Зарубежные гастроли происходили с 1892 г. во Франции, Германии, Англии, США, Канаде и других странах. Успех везде был оглушительным. Неожиданным результатом этих турне стало возникновение в различных уголках мира оркестров или хотя бы ансамблей балалаечников. Разве не сенсацией явился тот факт, что в в английской гвардии было введено обучение игре на балалайках! Общество воскресных школ США обратилось к Андрееву с просьбой содействовать в создании курсов учителей игры на русских инструментах. Впоследствии общества любителей балалайки стали появляться и в других странах мира: в Дании, Норвегии, Польше, Финляндии, Швеции, Австралии… За этот «вселенский успех», как писали тогда газеты, в 1914 году Великорусский оркестр Андреева был переименован в Императорский Великорусский оркестр, а его руководителю дано звание Солиста Его Императорского Величества. Прошли годы. Балалайка в советской России приобрела ещё большую популярность. Мечты Василия Андреева реализовались в огромных масштабах. В нашей стране не было ни одного города, городка, деревни, где бы ни зазвучала балалайка. В школах создавались кружки, оркестры народных инструментов, в музыкальных школах, профессиональных музыкальных училищах, консерваториях созданы факультеты народных инструментов. Великолепные артисты – виртуозы игры на русских инструментах потрясали весь мир. Были организованы фабрики музыкальных инструментов, где изготовлялись тысячи балалаек для желающих овладеть этим инструментом.
🎩 А ещё появилась плеяда уникальных мастеров, совершающих чудеса – создающих балалайки для виртуозов. Нам посчастливилось познакомиться и даже подружится с некоторыми из них. Большинство из них были родом из Шихова – небольшой деревеньки недалеко от Москвы. Мастера здесь были просто волшебниками, но к тому же всегда оставались скромными и душевными людьми. Их умение передаётся из поколения в поколение. Такие мастера, как Александр Шаров, Алексей Смирнов, Владимир Ажикулов и их коллеги ещё совсем недавно создавали здесь шедевры мира музыкальных инструментов. К сожалению, сейчас жизнь мастеров-изготовителей балалаек, стала труднее – государство больше не оказывает им помощь, только в памяти остались корпуса фабрик музыкальных инструментов, а собственные мастерские и качественный материал для изготовления инструментов для русских Страдивари не по карману. Но русская балалайка не сдаётся. Множество фольклорных ансамблей по всей России хранят народную музыку. Это и виртуозные музыканты, и простые люди разных возрастов – от школьников до пенсионеров. Сейчас уже никому не надо объяснять, - что значит балалайка для русской души. И за рубежами нашей страны интерес к балалайке не иссякает. Балалайку знают даже на максимальном расстоянии от России – в далёкой Аргентине члены русских клубов Буэнос-Айреса успешно овладевают приёмами игры, возрождёнными Василием Андреевым. И вспоминаются его слова: «Я верю, что моя лепта, принесённая от чистого сердца на алтарь служения Родине, не пропадёт бесследно», это было сказано Андреевым сто лет назад! Интересно, что в его родном городке, в ознаменование 150-летия со дня рождения музыканта, недавно установлен памятник балалайке – единственный во всём мире.
📌 Какие важные, но малоизвестные факты! Но позвольте, ведь Вы так и не узнали – почему песни в сопровождении балалайки появилась в репертуаре Сергея Владимирского! А вот об этом – в следующей части рассказа…