"Ба! Да это, оказывается, мой любимый современный композитор! Это я удачно зашла!" - цитата Джорджа Милославского возникла в моей памяти с первых аккордов со сцены! Так бывает, когда ты очень любишь музыку, да не знаешь, чья.... А дальше музыка неслась на меня как горная река, но не смывающая ничего на своём пути, не разрушающая своей мощью, а созидательная и какая-то даже врачевательная!
Карл Дженкинс, наш современник, он ещё жив- здоров, британский композитор, как бы сказала молодёжь, балдеющий одновременно от джаза, рока и классики. И всё это одновременно и слышится во всех его произведениях и поэтому даже некоммерческие форматы доселе не покидают инструментальных хит- парадов!
Когда я получила личное приглашение на закрытие сезона Губернаторского камерного оркестра с программой "Мотеты К. Дженкинса" , я, конечно, во- первых ", обрадовалась такому чуткому отношению к зрителю, следом решила послушать фрагменты этих мотетов в интернете. На фоне недавнего концерта с произведением О. Мессиана "Двадцать взглядов на младенца Иисуса Христа Дженкинс хотя бы не кластерами писал, что уже весьма упокоило. (Кла́стер (от англ. cluster — гроздь) в музыке — созвучие из звуков, тесно расположенных по малым и/или большим секундам, иногда по микроинтервалам)
А произведения Дженкинса строятся на умелом совмещении народных инструментов, оркестра и человеческого голоса. Согласна с цитатой: КАРЛ ДЖЕНКИНС собрал звуки всей земли, искусно будоража воображение слушателя… Да что писать, слушать надо Дженкинса!
А я пошла искать ноты переложений для фортепиано, буду играть дома!
И удивила меня вся программа концерта! Мощью, звуком, оригинальностью, техникой , - как все слаженно!
Вместе с Губернаторским хором Губернаторский камерный оркестр исполнил мотеты и другие произведения Дженкинса.
Прижал к креслу "День гнева" Dies Irae (from Karl Jenkins' Requiem) Мне кажется, этим произведением сейчас кричит вся наша родная земля, израненная войной, пропитанная кровью и принявшая в себя тысячи убитых...
ЭТО звучит СТРАШНЕЕ, ЧЕМ ОБРАЗ ФАШИСТОВ В "ЛЕНИНГРАДСКОЙ" СИМФОНИИ ШОСТАКОВИЧА.
А "Motets 3 - Exsultate, jubilate - это то, что останется в моём сердце навсегда! Позже я выложу и запись именно в исполнении нашего оркестра, пока в финале публикации дам ссылочку, насколько это прекрасно звучит, но, поверьте, слышать это вживую - до мурашек.
Все переложения для концерта именно в этом составе сделал сам дирижёр Дмитрий Ганин. Браво!
Я подробнее прочитала о его творческом и профессиональном пути и с интересом узнала, что он уникальный- по образованию еще и дирижёр хора, а ещё и певец, да, я его в одной из моих публикаций так и назвала: поющий дирижёр! Вот откуда это какое-то сверхъестественное обнимание произведений и понимание всех вибраций и голосов, и инструментов! Поэтому концерт получился чудесный, невероятный какйо-то!
Это нельзя делать только однажды!!! Это надо как минимум повторить! Все, кому я рассказала и показала, что я слышала, уже запомнили это имя композитора и будут следить за афишами филармонии! Я ещё хочу на такой концерт!!!
Надо ещё добавить туда мощный колектив "Эксцентрик степ" из Кемеровского колледжа культуры им. Кобзона, и все это показать на большой сцене со спецэффектами и светом, и никакие мимопроезжающие танцующие оркестры даже бы нос не совали в Кузбасс!
А я сейчас слушаю произведение Дженкинса "Вооруженный человек", второе название "Месса мира".
Вот всем бы сейчас послушать Дженкинса и понять, что хватить стрелять! Хватит убивать! Хватит взрывать, угрожать, губить! Мир создан для музыки, любви и поэзии, и создан не для избранных, а для всех!
PS: а ещё мне нравятся отношение дирижёра к костюмам оркестра. Там же много девочек разного возраста. А девочки - они все разные, - они все индивидуальности, и это очень красиво подчеркнуто выбором одной цветовой гаммы и разными фасонами "верха" и "низа". Мне очень нравится разглядывать и удивляться всем вариантам, когда оркестр поднимается на сцену! Мне кажется, в этом есть какая-то трогательность при всей жёсткой дисциплине, без которой невозможно довести исполнение до такой слаженности, а уж о сложности и разнообразии репертуара оркестра, представленного зрителю в течение сезона я вообще молчу! Так много выучить, сыграть, в том числе и на гастролях! Спасибо всем музыкантам за самоотверженность и служение искусству!
Приглашаю Вас в свою подборку "МУЗЫКА КЕМЕРОВО" и на концерты Губернаторского камерного оркестра в филармонию!
Фотографии Максима Федечкина (сайт Филармонии Кузбасса)
И ещё об одном моменте хочу сказать
Как можно было это забыть?? И снова допустить, чтобы фашизм поднял голову?
Цитирую:
Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере "Яновский" (г.Львов), всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных, они играли одну и ту же мелодию — «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным. В числе оркестрантов были — профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунд и другие известные украинские музыканты.
Настоящее «Танго смерти» не писал ни Вивальди, ни Вагнер, ни Моцарт. И как оно звучит, можно лишь с уверенностью, но все же предполагать.В наши дни многие знают о событиях в Яновском лагере в районе Львова, когда фашисты с сентября 1941 по июнь 1944 расстреляли до 200 тысяч евреев, поляков и украинцев под одну и ту же музыку арестантов, прозванную «Танго смерти». В итоге под нее же расстреляли и всех музыкантов во время исполнения зловещего танго, включая профессора дирижера Якуба Штрикса и первую скрипку Кубу Мунда. От настоящего Танго смерти в настоящий момент осталось 8 тактов. В 1980-ых на одном из известных кинофестивалей даже вышел документальный фильм «8 тактов забытой музыки». Исследователи утверждают, что Танго смерти было похоже на одну из вариаций польского танго «Та остатня недзеля» («Tо ostatnia niedziela» - «Последнее воскресенье»). Это танго сегодня больше известно, как песня «Утомленное солнце», которое «нежно с морем прощалось». Его написал Ежи Петерсбурский, слова Иосифа Альвека. В 1937 году ее под названием «Расставание» исполнил Павел Михайлов в сопровождении джазового оркестра Александра Цфасмана.
Композицию, которую ошибочно принимают за то самое Танго смерти сегодня в 1996 году написал современный английский композитор Карл Дженкинс (Karl Jenkins). То есть не Вивальди, ни Моцарт, ни Вагнер, ни арестантский оркестр концлагеря «Яновский» ее не писали и не исполняли. Истинное Танго Смерти утеряно навсегда. Музыка Дженкинса использована в документальном фильме про холокост, поэтому ошибочно считается, что именно эту музыку играли музыканты. Но Джекинс родился в 1944 году.