Князь Влад Цепеш, исторический Дракула, нигде и никогда не упоминает своих сыновей по именам. Однако это не значит, что он вообще не говорит о своих сыновьях. Упоминая их, Дракула пользуется канцелярским выражением, очень поэтичным.
Три сына
В Валахии (Румынской Стране) князья довольно часто упоминали своих сыновей в текстах грамот, однако Влад Цепеш, больше известный как Дракула, не называет имён своих сыновей ни в грамотах, ни в письмах.
Из других источников мы знаем, что сыновей было трое: Михаил, Влад и Михня. Самого младшего, Михню, родила двоюродная сестра венгерского короля, на которой Дракула женился после того, как был выпущен из венгерской тюрьмы. Судя по всему, этот сын родился в 1476 году.
Михаил и Влад родились раньше. Судя по всему, в 1450-е годы, поскольку Дракула впервые упоминает о своих сыновьях только в 1459 году. Это упоминание сделано в грамоте от 20 сентября, составленной на славянском языке.
Грамота от 20 сентября 1459 года хорошо известна среди историков, поскольку в ней впервые упоминается Бухарест как столица Валахии (Румынской Страны). И именно в ней Дракула впервые упоминает о своих детях, называя их «сердечный плод».
«Сердечный плод»
Личная жизнь государя – всегда политика, потому упоминание о детях, которое мы находим в документе от 20 сентября, увязано с политическим вопросом о престолонаследии. Дракула рассуждает о том, кто станет государем после его смерти.
Этому посвящены следующие строки (перевод со славянского): «...по смерти моей кого изволит Господь Бог сделать правителем Валашской (т.е. Румынской) Земли или от сердечного плода моего, или от сродника, или по грехам нашим от иноплеменника...»
То есть Дракула между прочим сообщает, что по состоянию на 20 сентября 1459 года у него уже родилось как минимум два сына. «Сердечный плод» – понятие собирательное. «Кого от сердечного плода моего» означает «кого из сыновей моих», и из этого следует, что детей как минимум двое.
Термин «сердечный плод» придуман не Дракулой. Эта фраза, как и вся формулировка, начиная со слов «по смерти моей», встречается в грамотах других князей и является канцелярским оборотом, весьма поэтичным.
Она отражает ситуацию тех времён, когда наследником престола мог стать и законный, и внебрачный сын. В Валахии (Румынской Стране) все сыновья государя – рождённые от жён и от любовниц – имели равные права претендовать на трон. Именно поэтому в официальных документах речь идёт о плодах сердечных дел, а не о плодах брачных союзов.
Хронология рождения сыновей Дракулы
К 1459 году, на момент составления грамоты, Дракула ни разу не был женат, поэтому, когда он говорит о наследниках престола, то подразумевает своих внебрачных детей.
Примечательно, что в более ранней грамоте от 16 апреля 1457 года мы видим похожие рассуждения. Дракула и здесь говорит: «…по смерти моей кого изволит Господь Бог сделать правителем Валашской Земли...», однако дальше упоминаются только «сродники», то есть родственники, и «иноплеменники», то есть иноземцы. «Сердечный плод» не упомянут.
И всё же это не значит, что старшие сыновья Дракулы – Михаил и Влад – обязательно родились между 1457 и 1459 годами. Они могли родиться и раньше, но долго оставаться некрещёными. Это могло случиться, если оба ребёнка появились на свет в Турции.
Турецкие дети
В Средние века по христианским законам, если ребёнок не был крещён, то юридически его не существовало. Поэтому если у Дракулы было двое некрещёных сыновей в Турции, он не мог упомянуть их в своей грамоте 1457 года – не имел права.
В древнерусском «Сказании о Дракуле воеводе» говорится, что самый старший сын Дракулы – Михаил – сбежал ко двору венгерского короля от турок. Из этого историки делают вывод, что Михаил был в раннем детстве отдан отцом в заложники турецкому султану и продолжал жить в Турции, пока не вырос и не сбежал. Однако вполне возможно, что всё наоборот: Михаил родился в Турции и продолжал там жить, пока не вырос и не сбежал.
Ещё один сын Дракулы – Влад – тоже мог родиться в Турции. О месте его рождения, как и о месте рождения Михаила, ничего не известно. Известно только, что на момент ареста Дракулы венгерским королём, в 1462 году, маленький Влад находился с отцом, а затем мальчик был отдан на воспитание одному из венгерских вельмож.
Где же был маленький Влад до 1462 года? Очень может быть, что Дракула забрал Влада из Турции после 1457 года, окрестил и поэтому в 1459 году посчитал возможным упомянуть в своей грамоте как «сердечный плод». Однако о Михаиле отец тоже не забывал, а обтекаемая фраза «сердечный плод» как нельзя лучше подходила для того, чтобы обрисовать неясную ситуацию, когда у князя есть два сына, но один по-прежнему некрещёный.
Автор статьи: Светлана Лыжина