Тигровая акула, чьи челюсти и зубы отлично приспособлены для того, чтобы дробить и рассекать твердые предметы вроде черепашьих панцирей, может себе позволить при встрече с незнакомым объектом – например, с фотокамерой – сначала кусать, а потом уж думать о том, насколько эта штуковина съедобна. Да и не только с фотокамерой...
Вот как фотограф Брайан Скерри описывал нам свою первую встречу с тигровой акулой. Тигровая – одна из самых опасных акул на нашей планете (и да, это именно та акула, которая виновна в недавнем исчезновении 23-летнего Владимира Попова в Хургаде).
«Когда мы на катере добрались до места, наши инструкторы, Винсент и Дебра Канабал, стали бросать в воду сочащиеся кровью куски рыбы. Почти мгновенно вокруг появилось несколько десятков карибских рифовых акул, размером от полутора до двух метров: они дрались за пищу, расталкивая друг друга. И тут, наконец Винсент, заметил огромный темный силуэт. «Тигровая!» – закричал он, спешно надел костюм и прыгнул за борт, прихватив емкость с макрелью.
Надо было начать кормить акулу на дне – чтобы занять ее, пока мы будем погружаться, и чтобы она была не слишком голодна к тому моменту, когда мы опустимся.
Мой первый шаг за борт, я оказался на дне и мне тут же пришлось отталкивать первую тигровую акулу, которую я видел в своей жизни. Это была Софи весом в 360 килограммов. Как позже объяснила мне инструктор Дебби, Софи была настроена дружелюбно.
«Ты ей понравился!» – снова и снова повторяла Дебби, имея в виду то повышенное внимание, которое акула уделила мне в тот день (ей-богу, она от меня не отставала). Правда, я не совсем понял, в каком смысле я понравился Софи – как приятель или как будущий обед.
Насмотревшись в следующие дни, как обращаются с акулами Вин и Дебби – гладят их, покормив рыбой, легонько отталкивают, когда собираются плыть дальше, – я стал воспринимать акул более благодушно. Они ни разу не делали резких или агрессивных движений в сторону кого-нибудь из нас.
Акулы двигались медленно и аккуратно, описывая широкие круги и затем подплывая к кормушке, словно заходящий на посадку самолет, – и я, как ни удивительно, чувствовал себя в полной безопасности. Я не преувеличиваю: поездка на такси из аэропорта к месту погружения показалась мне куда более рискованной, чем подводное плавание в компании этих рыбин.
Большинство тигровых акул на Тайгер-Бич привыкли к дайверам, к тому, что их кормят, и за руки кормящих не хватают.
Но даже те акулы, которые не знакомы с этой процедурой – одна такая заплыла на Тайгер-Бич в первый день наших погружений, – обычно не опасны для дайверов.
Тигровые акулы охотятся из засады, предпочитая незаметно подкрадываться к своей добыче и заставать ее врасплох. На Тайгер-Бич люди, как правило, не плавают у поверхности, не видя, что творится в глубине, а находятся под водой, на том же уровне, что и сами акулы, и не выглядят для них возможной добычей, поэтому подобное соседство достаточно безопасно.
И тем не менее существуют видеозаписи инцидентов на Тайгер-Бич, когда люди оказывались на волосок от смерти: на одной тигровая акула пытается дайвера обезглавить, на другой – откусить ногу; а в 2014 году случилась здесь настоящая трагедия – дайвер попросту исчез.