Часть 2. Два контура денег.
Когда Лиэтар писал свою книжку «Душа денег» в 1999 году, то ещё не было таких историй, как отрицательная процентная ставка. Они проявились несколько лет назад в Европе, а в прошлом году – у нас на вклады в долларах и евро. У нас было понятно почему – риски санкций, изъятия валюты и т.д. В Европе в 2008-м разразился кризис, на какое-то время деньги от частных вкладчиков стали банкам не интересны по причине, что там были схемы стимулирования, когда за взятые деньги доплачивали. Я помню, что в Испании до кризиса даже частные лица с хорошей кредитной историей могли взять ипотечный кредит без первоначального взноса в размере 110% от стоимости квартиры. Под 2% годовых. Тот ипотечный пузырь, кстати, не сдут до сих пор, хотя я не был уже четыре года в Испании, но не думаю, что там сильно улучшилась ситуация.
Вернёмся к работе Лиэтара. Он описывает примеры в истории, когда применялась плата за деньги во времени. Что это значит? Если человек хранит свои деньги/продукты, то он за это платит. Либо впрямую, либо опосредованно. Сейчас объясню.
Сначала примеры из современной жизни. Каждый покупатель в России, при любой покупке с оплатой банковскими картами, кроме явных налогов платит ещё и скрытый – банкам. Эквайринг (расчёт с помощью банковских карт в розничных продажах) стоит для продавца 1,5-3% от суммы транзакции. Эти деньги продавец даже не видит, ему на счёт поступает сумма за вычетом вознаграждения банка. Само собой, при ценообразовании этот факт учитывается и включается в цену. Для обывателя цифра в условных 2% кажется не существенной, но на то он и обыватель. Один мой знакомый имеет около 10 магазинов и оборот около 40 миллионов в месяц. Сейчас 95% оплат идёт картами. 2% от 40 миллионов – 800 тысяч рублей. Именно столько банк-эквайер забирает себе в качестве комиссии в месяц. А платит за всё покупатель.
Второй пример, также вполне реальный. Сейчас положить деньги в банк в долларах не такая уж и простая задача. Некоторые банки берут деньги за хранение на счетах, также поступают брокерские конторы. Вот у меня сейчас есть на брокерском счёте в богомерзкой конторе «Инвестиционная компания» несколько сотен долларов. Попали они туда в виде акций из «Открытия брокер», которые под санкциями и, не спрашивая меня, перевели туда мой портфель. Вывести доллары я не могу, запрет ЦБ, продать не могу, у этой конторки нет лицензии. И они ввели (также, не спрашивая меня) комиссию за хранение долларов. «Открытие брокер» разводит ногами, мол, не можем ничего сделать, а люди из конторки издевательски пишут ответы на шести страницах, что они в своём праве. Верю, что все эти гниды в будущих жизнях станут навозными червями и сгинут раздавленными копытами коровы. А потом станут тараканами. Короче Данте про их перспективы всё написал.
То есть плата за деньги существует сейчас, но есть нюанс, о котором чуть ниже. Отрывок из книги Лиэтара для иллюстрации его мыслей.
«Помните библейскую историю об Иосифе, проданном ревнивыми братьями за двадцать сребреников израильтянам, которые привезли его в Египет? В Египте Иосиф разгадал пророческий сон фараона о семи жирных и семи тощих коровах (червей из Инвестпалаты будут давить точно тощие коровы). Его рекомендацией было запасать еду в течение семи «толстых» лет, чтобы не умереть с голоду в течение семи «тощих» лет. Фараон был так поражен, что назначил Иосифа генералом-суперинтендантом Египта. Короче, типичная история о бедном еврейском мальчике, добившемся успеха в большой чужой стране»
Лиэтар задаётся вопросом: точно ли история была таковой? До момента попадания бедного еврейского мальчика в Египет, страна имела тысячелетнюю историю за спиной, у них было налажено хранение продовольствия, об этом свидетельствуют археологические находки. И автор выдвигает красивую теорию: а что если фараона поразила новая денежная система, предложенная смышлёным рабом израилевым? Дальше уже мифы были выстроены как надо, тонкости скрыты, что нужно – выдвинуто на первый план (спасение Египта от голода, ага, а до этого тысячи лет они умирали и умирали). Как эта денежная система работала? Допустим, получает египетский фермер излишек урожая в десять мешков. Приносит он эти мешки на склад хранения, ему выдают остраку (черепок посуды с записью о принятом добре), он может этой остракой расплатиться. Но через год ему по этой остраке выдадут только девять мешков. Вот она – плата за хранение.
Схожая история была в Европе в Высокие Средние века (10-13 века). В Германии, например, печатались тоненькие серебряные пластинки bracteaten, которые менялись каждый год и выводились из обращения. Потомки римлян, скрестившись с местными жителями острова, который потом стал Англией, впитали в себя сущность аборигенов и стали печатать новые деньги каждые шесть лет. При этом обмен осуществлялся по схеме: четыре старых на три новых. Четыре с небольшим процента годовых – ничего такой профит из воздуха.
В чём же суть системы? В том, что в обоих случаях существовало два контура денег. Тот, который описан выше, он называет деньгами Инь, они нужны для оборота в повседневной жизни, не предназначены для накопления, их нужно тратить, чтобы сохранить. Были деньги Ян, это не совсем деньги, а золото, драгоценные камни. Обычные люди могли за всю жизнь ни разу и не столкнуться с этим чудом. Но самое важное состояло в другом, «новые» деньги Инь ничем не отличались от «старых». Сохранялся тот же состав металлов в монетах. За нарушение пропорций чеканщику отрубали руку. Чуть позже это правило стало нарушаться повсеместно, а первыми, судя по всему, стали инквизиторы католической мафии. Об этом изящно и увлекательно написал Родриго Кортес в своей великолепной книге «Часовщик», всегда рекомендую её читать. И Инь деньги не были подвержены инфляции, пока за дело не взялся папский престол. Владелец каких-то ценностей не заботился о накоплениях в деньгах, он мог спокойно тратить, зная, что цена за вещь будет одинаковой всю его жизнь. Так работала экономика. Деньги выполняли функцию обмена, но не выполняли функцию сбережения. Для сбережения нужно было вкладываться во что-то, что хранилось долгое время. Либо строилось что-то, улучшалось. Между прочим, именно в те века «Высокого Средневековья» были построены или заложены почти все большие соборы. Планирование на несколько сотен лет было нормой. Сейчас мы слышим в Париже на экскурсии: «… собор строился 600 лет». Улучшались технологии переработки сырья, как вариант. Каждый год огромная доля валового дохода реинвестировалась в ремонт мельниц, давильных прессов и т.д.
И вот ведь какая вещь – простой народ жил в те времена максимально богато. Исследование среднего роста лондонцев показали, что только в конце 20-го века показатель превысил рост в 10-13 веках. Считали по остаткам скелетов, их много, погрешность минимальна. Между тем, на излёте Средних веков, в тёмные времена, люди умирали от тонкости костей и были сильно ниже. Предположительно это связано с плохим питанием. Зато инквизиция, охота на ведьм – этого добра хватало. Еды – не очень. Высокий же рост однозначно связан с хорошим питанием, особенно в детстве. Если мы имеем ввиду массы людей.
В чём нюанс сборов за хранение денег в нашей стране, о которых писал выше. Наши барбосы просто отжимают деньги при наличии возможностей. У них нет задачи стимулировать экономику, а есть цель – обобрать клиента. Или вытолкнуть его из коммуникации, чтобы не было у него желания делать то, что банку не интересно.
Описываю идею Лиэтара. Они несколько расходятся с подходом Гербера, потому что в Средние века уже были как сами деньги, так и долг, и кредит, и финансовое рабство. В Древнем Египте было просто рабство, а потом пришёл Иосиф…
Лиэтар и Гербер большие молодцы, но что делать нам? Да, заклеймённая эпоха потребления правит миром и людьми, да, мы рабы навязанных нарративов (кстати, навязыватели – тоже рабы, без иллюзий, просто они - богатые рабы), и что дальше? Вопрос архисложный, над ним должны работать сотни умных и не ангажированных деньгами людей. Думаете, нет таких? Я знаю как минимум одного точно (Переслегин) и ещё несколько под вопросом. Когда на одном семинаре (я уже писал об этом) Переслегин спросил меня – а что хотел бы от правительства? Мой ответ – не меняли бы ничего лет десять хотя бы.
Сейчас я скажу так – нельзя не менять. То, что наделали – нужно менять. Двинский, можете найти его в телеге, давно предлагает двухконтурную систему инвестирования. Инвестиционные деньги не должны иметь возможности быть выведены в контур бытового оборота (проще говоря – обналичены и сворованы), их нельзя будет положить на депозит в дружественный банк. Это долгие, на 20 и больше лет инвестиции в капитальное строительство, инфраструктуру. Это одна рекомендация.
Вторая, которую озвучивал не так давно. Взращивание суммы предпринимательства, земли и демографии. Земли полно, обеспечить процедуру и механизм выделения не так сложно, работа на земле потребует рук, нужны будут большие семьи.
Но самое главное, это нулевой уровень, нужно что-то сделать с чиновничеством и этикой в обществе. Прошла новость – китайский директор засветился с любовницей. На следующий день он был уволен, и теперь его судьба не завидна. Помните «моральный облик строителя коммунизма»? Это была попытка. В СССР было много попыток правильных по идее и ошибочных по исполнению. Кроме того факта, что «западный мир» грабил свои колонии (пытается грабить до сих пор), а СССР всем помогал, всё-таки были и чисто практические вещи внутри страны, которые не смогли решить руководители после смерти Сталина.
Однако жить в иллюзии, что последний вопрос будет решён – глупость. Общество прогнило, если западное уже смердит, то наше пока только попахивает. Ориентиров в мире нет, всё равно везде правят законы капитализма.
Посему – к земному. Важнейшая задача в России – создать благоприятные условия для малого бизнеса. Не повысить его долю в ВВП, не помогать дешёвыми кредитами – это всё симулякры. Создать условия – изменить банковскую систему, прежде всего. Власть банкиров должна быть урезана, а сами банкиры – повешены. Изменить таможенное законодательство. Как привезти товар в страну мы решим, дай нам получить этот товар без посредников – таможенных брокеров. Простые и прозрачные как госуслуги механизмы таможенного оформления. НДС при ввозе в страну товаров народного потребления взиматься не должен. Это уже к налоговому законодательству. Производство должно быть самым желанным сегментом бизнеса, туда должны стремиться все предприниматели. Это значит, что подключение к сетям, тарифы, коммуникации – быстро и доступно.
Йехх, нарисовал тут город солнца, Ошо с Кастанедой обзавидовались.
Хорошего настроения, мы прорвёмся! И брокеры из Инвестпалаты на восьмом круге Данте зависнут.