Найти тему
Правда ПФО

«Эра милосердия» в Башкортостане закончилась на очистных сооружениях в Кумертау

«Если обвинительный приговор вступит в законную силу, тогда будет приниматься решение об освобождении от занимаемой должности указанных лиц. Говорить о прекращении полномочий на данном этапе, с позиции закона, преждевременно», – прокомментировали «Правде ПФО» в пресс-службе правительства Башкортостана вынесенный накануне приговор Ленинского районного суда. Этим приговором Беляев и Кучарбаев приговорены каждый к 6 годам колонии общего режима, а их бывшие подчиненные по Управлению капитального строительства РБ и мэрии Кумертау Рамиль Сайфин, Шадмурат Бикимбетов и Юрий Куров – к срокам от 3,5 до 5 лет. Все подсудимые, пребывавшие до вчерашнего дня под домашним арестом или ограничениями определенных действий, взяты под стражу в зале суда. Приговор в законную силу не вступил.

Согласно позиции следствия, гособвинения, а теперь и суда, преступления Беляева и Кучарбаева заключались в следующем. В 2016 году холдинговая компания «Сигма» собралась построить в районе Маячный города Кумертау новый завод и обратилась в мэрию за содействием в подготовке коммунальной инфраструктуры. Возглавлявший на тот момент мэрию Беляев выбил в республиканском правительстве при содействии Фонда развития моногородов около 311 млн на новую дорогу и объекты инфраструктуры, включая очистные сооружения за 95 миллионов рублей.

Заказчиком в деле строительства выступило УКС, которое на тот момент возглавлял Кучарбаев. Оно привлекло к возведению очистных сооружений компанию «А-строй» через положенные по закону конкурсные процедуры. Подрядчик еще в ходе исполнения контракта маяковал заказчику, что денег на ввод объекта в строй в проекте не предусмотрено. И тем не менее, в 2017 году Беляев подписал составленный Кучарбаевым вместе с подчиненными акт о приемке очистных сооружений и вводе их в эксплуатацию. Эти очистные сооружения, согласно позиции гособвинения, на деле не работают до сих пор и пришли в аварийное состояние.

Позиция Беляева и Кучарбаева в суде сводилась к тому, что составляя и подписывая акты, они не знали, что очистные сданы в неработающем состоянии. А дополнительные средства на ввод в строй правительство изыскать не смогло, оставив, по словам Беляева, мэрию один на один с объектом. Также сторона защиты в ходе процесса неоднократно заявляла, что сейчас очистные сооружения используются по своему прямому назначению, просто для этого понадобилось выполнить дополнительные работы на 46 миллионов рублей.

Параллельно с ходом уголовного процесса Башкортостан получил иск Фонда моногородов о разрыве соглашения на строительство инфраструктуры в Кумертау и взыскании 267 миллионов рублей. Процесс в Арбитражном суде Москвы завершился частичной победой фонда – с Минэкономразвития Башкортостана было взыскано 53 миллиона рублей. Решение в настоящий момент обжалуется в апелляции, заседание по делу намечено на 20 июня.

При этом свои претензии к обвиняемым башкирские силовики довели до уголовного дела только после того, как и Беляев, и Кучарбаев получили серьезное повышение. Первый в 2019 году был назначен министром ЖКХ, второй в конце 2020-го стал министром строительства. Оба были задержаны в феврале 2021 года и все это время пребывали под домашним арестом. На их места в правительстве были назначены исполняющие обязанности, официально оба обвиняемых постов не теряли.

-2

Приговор Ленинского районного суда Уфы окончательно завершил в Башкортостане «эру милосердия», когда высокопоставленных чиновников и бизнесменов поголовно оправдывали на громких судебных процессах. «Правда ПФО» рассказывала, как совсем без наказания обошлись бывший первый вице-мэр Уфы Александр Филиппов и строительный магнат Андрей Носков, а бывший вице-премьер и глава Минземимущества Евгений Гурьев отделался условным сроком. Первые звоночки новой эпохи раздались уже в январе 2022 года, когда жесткий приговор в 10 лет колонии получил хозяин «Килстройинвеста» Дмитрий Комлев. Безрадостно для подсудимых завершилось «дело золотых прокуроров» в мае 2023-го: высокопоставленные сотрудники надзорного ведомства Олег Горбунов и Рамиль Гарифуллин получили 17 и 16 лет соответственно, и судья по делу заключил под стражу даже тех подсудимых, кому обвинитель просил дать условные сроки. В этом плане оглашенный накануне приговор соответствует трендам. Но в республиканском правительстве все-таки планируют дождаться апелляции в Верховном суде РБ – там как раз только что сменился председатель.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото превью: пресс-служба республиканской прокуратуры