Оглядываясь назад я с сожалением могу констатировать, что информирование учеников о повышении цены практически никогда не проходила гладко…
Казалось бы, что может быть более естественным и ожидаемым, чем повышение тарифов хотя бы раз в год? Я ставлю себя на место ученика и задаю себе вопрос «хочу ли я платить больше, чем платил прежде?» - Не очень, однако я прекрасно понимаю, что не бывает так, чтобы цены никогда не менялись. В продуктовых магазинах в России, особенно после 2014 года цены повышаются вообще ежедневно. Тарифы ЖКУ, на электричество и пр повышаются 1-2 раза в году. Проезд в общественном транспорте повышается минимум раз в году. Билеты на железнодорожные и авиасообщение постоянно дорожают. Никто не найдёт ни одного примера, чтобы цена на товар или услугу никогда бы не менялась в большую сторону, такого просто не бывает. Так почему же, не просто некоторые ученики, а подавляющее большинство учеников реагируют на повышение цены с раздражением и негодованием? Вот если бы репетитор повышал цены на свои услуги каждые 2 месяца, вот тогда я бы ещё отнёсся с пониманием к негодованию, но когда репетитор меняет цену 1 раз в год или рее, то это вызывает негативную реакцию и это никак не объяснить. Более того, у меня был случай, когда я не повышал цены 3 года подряд, а когда заявил маме ученика, что урок подорожает на 15 руб, то она, к слову сказать, украинка, устроила мне чуть ли не скандал…
За всю свою многолетнюю и обширную практику я ни разу не встретился со случаем неловкости у ученика за то, что он платит за уроки уже год или более по старым ценам, когда кругом все давно подорожало и не раз.
Что касается моей личной практики, то чаще всего я сталкивался вот с такими последствиями повышения цен:
1. Ученик немедленно прекращал занятия и больше к ним не возвращался, даже если всё это время цена была вполне приемлемой, а ученик был в восторге от занятий и был доволен результатами.
2. Ученик соглашался платить новую стоимость, но шёл на это с упрёками, высказывая свое недовольство. Самое смешное, когда миллионеры начинали давить на жалость, прибедняться и просили этого не делать, оставить всё как есть…
Заметил ещё одну закономерность: чем ниже материальный достаток у ученика, тем спокойнее он реагировал на повышение цены даже на относительно существенное. И наоборот, чем богаче был ученик, тем более шумно он реагировал даже на мизерное повышение цены.
Прошу преподавателей поделиться своим личным опытом по этой теме. Как ваши ученики реагируют на повышение тарифов и как часто за год вы меняете цены? На сколько?
Прошу подписчиков поддерживать канал лайками и комментариями.
Предлагаю подписаться на второй мой канал и там вы найдёте, например, вот такие публикации: