«Стиль Грибовского ровен и спокоен. В его планерах как прошлых лет, так и последних, есть что-то от чайки, которая, кстати, изображена на одной из его машин. Красивые, на вид хрупкие, но на самом деле крепкие, вытренированные в голубых просторах крылья чайки — прекрасная эмблема творческих идей Грибовского… При создании своих планеров он исходит из тех требований, какие предъявляет к машине прежде всего летчик».
Эти прекрасные, образные слова о замечательном советском авиаконструкторе Владиславе Константиновиче Грибовском, были произнесены одним из старейших военных летчиков, популяризатором авиации Алексеем Жабровым.
Остается лишь добавить, что Грибовский был еще и конструктором самолетов!
А всего В. К. Грибовский создал 17 планеров и 14 типов самолетов.
Из личных воспоминаний Вячеслава Грибовского
«В 1909 году нас (а он тогда был воспитанником Гатчинского сиротского интерната, прим.) повели на военное поле, посмотреть на полеты гастролировавшего тогда французского летчика Леганье. И хотя он сделал несколько попыток взлететь, и только одна увенчалась успехом, самолет тяжело оторвался и сделал примерно пол круга и при посадке подломал шасси. Все же этот взлет произвел на меня громадное впечатление.
Придя домой в общежитие, я сейчас же начал строить из разных коробок модели самолетов, правда эти модели больше походили на колесные пароходы, но это давало выход моим желаниям и следовательно удовлетворение.
С тех поря я твердо решил, что буду конструктором и летчиком, как все пионеры авиации: Райты, Фарманы, Блерио. И вся моя жизнь получила определенную цель и направление. Модели постепенно улучшались, принимали грамотный вид, совершенствовались, здесь были подражания почти всем существующим типам, но еще больше собственных порой, фантастических типов. Но не одна из этих моделей не могла сама взлететь, наконец, через два года, одна из копий Блерио оторвалась от пола и пролетев несколько метров, плавно опустилась, это была модель с мотором, сделанным из рогаточной резины. Как хорошо, что неудачи стали реже, знания росли. Я читал все, что относилось к авиации. Собираемые мною вырезки из газет и журналов, составили громадную коллекцию в несколько тысяч штук. Не было не единого авиационного журнала, который бы я не доставал для чтения, теми или иными путями, в этом меня не останавливали никакие трудности».
Таким было начало пути в авиацию советского авиаконструктора, специализировавшегося на планерах и легкомоторных самолетах Вячеслава Константиновича Грибовского.
Из довоенной конструкторской биографии Грибовского
Родился Вячеслав 7 сентября 1899 года, а в десятилетнем возрасте, в 1909 году, воспитанник Гатчинского сиротского интерната Владислав Грибовский побывал с экскурсией на аэродроме, и с тех пор и заболел авиацией. Он читал все, что попадалось о воздухоплавании и крылатых машинах, строил модели, помогал механикам на аэродроме. В 1919 году хотел поступить в авиашколу, не получилось… Но мечта жила в нем!
А тогда, в 1921 году, Грибовский окончил Петроградские артиллерийские курсы командного состава РККА, но, как только появилась возможность, Вячеслав стал учится в Егорьевской теоретической школе летчиков, затем продолжил учебу в Севастопольской (Кача) и Московской летных школах. И за три года он прошел полный курс по тому времени высшей летной подготовки и стал летчиком-истребителем!
И тогда же, за счет своего отпуска, Вячеслав Грибовский поехал в Крым, на 2-е Всесоюзные планерные соревнования, где в числе первых десяти советских планеристов получил звание «паритель».
А уже в 1924 году молодой летчик-истребитель Красной Армии спроектировал свой первый планер Г-1!
Когда же в 1925 году Грибовский получил назначение на должность инструктора в школу повышения летного мастерства «Стрельбом» (стрельбы и бомбометания), расположенную в Серпухове, то в школьных мастерских в 1927 году он построил свой второй планер собственной конструкции. И на этом планере Г-2 сам Грибовский выполнил ряд удачных полетов на 4-х Всесоюзных планерных соревнованиях, далее были и Г-6 и Г-7. Кстати, на планере Г-7 известный летчик и планерист Василий Степанченок-Рудник в 1929 году установил Всесоюзный рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе свыше десяти часов.
А в начале 1930 года Грибовского назначают начальником Московской школы летчиков ОСОАВИАХИМа, и по его инициативе был создан широко известный Тушинский аэродром, а на базе школы в дальнейшем образовался Центральный аэроклуб ОСОАВИАХИМа. Осенью 1931 года в Тушине были проведены опытные буксировки планера Г-2бис и в том же году построен пилотажно-буксировочный планер Г-9. Запущенный в серийное производство, он до войны оставался одним из основных учебно-тренировочных планеров, на нем же было установлено несколько рекордов, проводились экспериментальные полеты.
1931-й год ознаменовался в авиационной биографии Владислава Грибовского тем, что он построил удачный (!) одноместный спортивно-тренировочный самолет-моноплан Г-8. Этот маленький самолет, взлетным весом всего 483 кг с двигателем в 60 лошадиных сил, развивал скорость 150 км/ч и достигал высоты 3000 м. На этом самолете летчик Д. Кошиц осенью 1932 года выполнил большой перелет по десяти городам страны, общей протяженностью в 4500 км.
Поэтому, учитывая его высокий творческий конструкторский потенциал в авиационном строении, в 1932 году Грибовского переводят работать в Московское конструкторское бюро ОСОАВИАХИМа, а через год он становится его начальником. Под руководством Грибовского были построены первые советские гидропланеры Г-12 и Г-16. На Г-16 впервые был осуществлен взлет с воды на буксире за самолетом Ш-2. Интересным был и двухместный пилотажно-буксировочный планер Г-14. С ним проводились опыты высотной буксировки методом «цепочки». На его базе на заводе «АВИАХИМ» впервые в мире создан планер «летающая цистерна» Г-14 ЦЛ-2А для дальних полетов с дозаправкой в воздухе самолета-буксировщика из планера. В 1936 году на Г-14 была установлена и испытана первая в СССР герметическая кабина конструкции А. Я. Щербакова.
Хорошими машинами Грибовского также были спортивно-туристский самолет Г-15 и одноместные Г-22 и Г-23. На самолете Грибовского Г-22 летчица Е.Медникова в июле 1938 года установила мировой рекорд скорости (165 км/час), а летчик И.Гродзянский на Г-23 — рекорд высоты (7266 м) для самолетов легкой весовой категории. Среди легкомоторных спортивных самолетов Грибовского наибольший успех выпал на долю крылатой машины Г-20, построенной в 1935 году. При двигателе в 100 л. с. самолет показал скорость 210 км/ч и потолок до 4000 м. В 1937 году на нем был установлен двигатель в 150 л. с. и летчики аэроклубов стали свободно выполнять все фигуры высшего пилотажа.
В 1938 году на базе Московского конструкторского бюро и планерного завода создается опытный отдел и Грибовский становится его руководителем. Здесь были спроектированы и построены его последние самолеты в ОСОАВИАХИМе: скоростной Г-26 и двухмоторный тренировочный Г-27, предназначенный для тренировок экипажей только что принятых на вооружение скоростных бомбардировщиков СБ и ДБ-3. Несмотря на то, что самолет по взлетной массе не превосходил У-2, он имел двухместную кабину летчиков, застекленную носовую штурмана, бомболюк. Машина обладала достаточно высокими летными характеристиками для легкомоторного самолета, но оказалась весьма строгой в пилотировании, что для учебно-тренировочного самолета являлось серьезным недостатком. Конструктору предложили в ходе доводки устранить недостаток, но он не успел этого сделать.
В начале 1939 года планерный завод закрыли. В марте 1940 года Владислава Константиновича назначили главным конструктором вновь созданного ОКБ-28, а уже 22 мая следующего года под его руководством был создан учебно-тренировочный истребитель Г-28 «Кречет». И что весьма важно: в соответствии с назначением самолета кабина летчика имела оборудование, необходимое для совершенствования техники пилотирования не только днем, но и ночью. Для отработки навыков стрельбы и бомбометания был установлен синхронный пулемет ШКАС, фотокинопулемет и колиматорный (оптический прицел, в котором летчик видел красную точку, указывающую на цель, прим.) прицел. На балках под крыльями самолета могли подвешиваться бомбы до 40 кг. Взлетный вес самолета находился в пределах 1157 кг. При мощности двигателя в 240 л. с., он развивал максимальную скорость 303 км/ч на высоте 1600 метров, и имел потолок высоты до 6600 метров. Однако из-за начавшейся войны этот удачный и очень нужный для ВВС самолет так в серию и не пошел. А жаль…
Вклад Грибовского в Победу в Великой Отечественной войне
С началом Великой Отечественной ОКБ-28 получило срочное правительственное задание разработать для действующей армии 11-местный десантный планер. Когда в Наркомате авиапромышленности СССР у В. К. Грибовского спросили, сколько ему потребуется на это время, тот ответил: «Два месяца». И это вызвало в зале совещания всеобщее смятение, а заместитель Наркома авиапромышленности Александр Сергеевич Яковлев (кстати, давний друг и соратник В.К. Грибовского, прим.) даже потребовал от Владислава Константиновича письменное ручательство. о сроках выполнения задания. И свое обещание Владислав Грибовский сдержал: его ОКБ приступило к выполнению задания 7 июля, а 2 сентября, созданный здесь в рекордный срок десантный планер Г-11, уже совершил свой первый полет!
Как мы уже знаем из предыдущего рассказа о боевых планерах, Г-11 активно применялся в течение всей битвы с фашизмом — вплоть до Победы!
На нем в тыл врага перебрасывались не только десантники, разведчики-диверсанты и партизаны, но и тяжеловесные грузы, включая полиграфическое оборудование для партизанских типографий. Пригодился он и в ходе советско-японской войны 1945 года.
А серийное же производство этого планера для нужд Воздушно-десантных войск СССР продолжалось аж до 1948 года!
Примечательно, что за создание этого большегрузного безмоторного летательного аппарата В.К. Грибовский приказом Белорусского штаба партизанского движения от 7 сентября 1944 года был удостоен медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени!
А всего же в период своей работы авиаконструктор Владислав Константинович Грибовский стал кавалером целого ряда государственных наград: орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалей «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А еще были и Грамоты ЦИК СССР, и высшие наград Осоавиахима СССР, такие как нагрудные знаки «За активную оборонную работу» и «Активист».
В 1973 году на горе Клементьева (в Крыму, близ Коктебеля, это колыбель российского и советского планеризма, прим.) был установлен памятник пионерам планерного спорта. В открытии приняли участие пионеры планеризма в СССР: организатор планерного спорта К. К. Арцеулов, авиаконструкторы: Герой Социалистического Труда М. К. Тихонравов, лауреаты Государственной премии СССР С. Н. Люшин и И. П. Толстых, С. Исаев, летчики-испытатели, Герои Советского Союза С. Н. Анохин, М. А. Нюхтиков, И. М. Сухомлин,, Л. Г. Минов и в их числе, как один из стоявших у истоков планеризма СССР, и Вячеслав Константинович Грибовский.
Завершив свой конструкторский ратный труд Владислав Грибовский проживал в Москве, вплоть до своей кончины, последовавшей в 1977 году, активно занимался общественной работой и, прежде всего, на стезе военно-патриотического воспитания молодежи.
Автор: Владимир Касьянов