Жанр детектива в советском кино было очень популярен, о преступлениях по телевидению рассказывала и программа "Человек и закон". Но лишь изредка на телеэкране появлялись уникальные документальные фильмы, посвященные расследованию реальных и громких уголовных преступлений в СССР. Вспомним три наиболее интересных, которые можно пересмотреть и в наши дни.
Сегодня программа "Следствие вели" уже превратилась в полноценный отдельный телеканал, состоящий только из Леонида Каневского и его исторических экскурсов в криминальное советское прошлое. Примечательно, что эту программу равно обвиняют как в очернении истории СССР ("получается, что там были одни бандиты"), так и в идеализации советского прошлого ("ведущий все время с любовью вспоминает советский пломбир, колбасу и прочие детали быта"). Но поток псевдодокументальных расследований на нашем ТВ настолько огромен, что уже перестал вызывать интерес. Так, раньше была всего одна программа "Вокруг смеха", которую ждали целый месяц. В новой стране "аншлаги" и "кривые зеркала" демонстрировались чуть ли по 10 часов каждый день, и зрители довольно скоро этим пресытились. Во времена СССР почти не показывали документальных расследований резонансных уголовных дел. Но было снято несколько удивительно интересных документальных фильмов, о которых мне и хочется вспомнить. Тем более, что они стали основой для знаменитых советских кинодетективов.
Следователь по особо важным делам, 1970
Этот документальный фильм стал предтечей телесериала "Следствие ведут знатоки". Сценарий написали те же Ольга и Александр Лавровы. В центре повествования - следователь по особо важным делам при МВД СССР подполковник Михаил Дайнеко, который начал искать хитрого афериста, обманывавшего людей в разных городах и республиках СССР. В некоторых случаях он соблазнял женщин, звал их замуж, даже устраивал свадьбы до ЗАГСа, но после первой брачной ночи исчезал с ценными вещами, а где-то обходился и без свадебной темы. Он мог украсть и три рубля, и целое состояние – не брезговал ничем. Аферист по описаниям десятков пострадавших был похож на Алена Делона и обладал южным говорком. Фильм начали снимать еще до его поимки и даже установления личности. В картине все подробности поиска злоумышленника, снятые в реальном времени, и тем он особенно интересен.
Впоследствии выяснилось, что аферистом является некий Юрий Ладжун - уроженец Западной Украины. Его арестовали в Ленинграде, и половина этого фильма посвящена мастерским допросам следователя Дайнеко, который подобрал ключик к опытнейшему жулику. Наблюдать за этой игрой в кошки-мыши невероятно интересно. А самое неожиданное начинается во второй серии, когда по ходу допросов стало ясно, что за Ладжуном тянутся не только брачные аферы и мошенничества, но еще и зверское убийство женщины на теплоходе. Хотя стопроцентных улик у следствия нет, но подполковник Дайнеко убежден, что заставит мерзавца самого признаться в этом. Этот следователь позднее много работал с актером Георгием Мартынюком, который называл Дайнеко главным прототипом Пал Палыча Знаменского. Все допросы преступника снимались скрытой камерой. Смотреть здесь.
Предварительное следствие, 1979
Фильм по сценарию известного советского драматурга Ивана Менджерицкого посвящен расследованию очень дерзких на тот момент преступлений. На различные сахарозаводы СССР прибывали грузовики с накладными, забиравшие тонны лимонной кислоты. Впоследствии выяснялось, что предъявляемые документы были подделкой. Только с одного завода в белорусском Скиделе преступники вывезли 8 тонн лимонной кислоты на сумму в 100 тысяч рублей. И это во времена, когда средняя зарплата равнялась 120 рублям, а за хищение государственного имущества в особо крупных размерах (стоимость похищенного свыше 15 тысяч рублей) УК предусматривал наказание вплоть до расстрела.
За дело взялся старший следователь по особо важным делам Павел Лукашев. В фильме мы видим его кропотливую и тяжелую работу. Лукашев рассказывает зрителю, какие действия предпринимает и почему. Скоро в тюрьме один за другим оказывается целая шайка расхитителей, но кому-то удается сбежать (чуть ли не первый раз в истории советского ТВ зрителям показывают фото беглеца и просят помочь в его поимке!), кто-то умирает при подозрительных обстоятельствах. Неуловимой остается и фигура загадочного шефа по кличке Помпиду, придумавшего все эти махинации. Павел Лукашев стал прототипом Бориса Антонова (Георгий Бурков) в фильме Александра Бланка "Профессия - следователь", который был снят также по сценарию Ивана Менджерицкого и основан на реальных событиях уголовного дела о хищениях, блестяще распутанных Лукашевым. Смотреть здесь.
Детектив без детектива, 1977
В милицию приходит пожилая женщина, которая сообщает, что в течение 10 лет обманывала десятки людей. Обещала доставать им автомобили, мебель, брала деньги (порой по 10-15 тысяч рублей с человека), но ничего не отдавала в ответ. Она пришла с повинной, что удивило следователей - в оперативной разработке этой мошенницы не было, о ней никто не знал, ей ничего не грозило. Однако она назвала фамилии и адреса почти всех, кого "кинула" на деньги, и информация подтвердилась. Ее арестовали, начались допросы, и женщина стала "сдавать" своих подельников. Дело поручили старшему следователю по особо важным делам подполковнику милиции Нине Артамоновой. Она не верила в чистосердечное раскаяние этой дамы и муки совести, но никак не могла разобраться, почему обвиняемая добровольно сдалась и обо всем рассказывает. И почему сидя в тюрьме она как будто испытывает какое-то облегчение, а на допросах постояно улыбается.
Дальнейшее расследование показало, что эта мошенница просто до смерти испугалась - она попала в лапы куда более страшных людей, которые по достоинству оценили ее таланты и начали подгонять уже собственных "клиентов". Создался целый синдикат аферистов, выйти из которого живым было уже нельзя. А глава этого синдиката некий Рафаил Мальвинов вдруг был обнаружен мертвым в маленькой гостинице города Бологое. Самое потрясающее заключалось в том, что ни один (!) пострадавший за все эти годы не обратился в милицию - мошенники очень точно выбирали своих жертв. А ведь люди порой лишались накоплений всей своей жизни. Следователь Артамонова в ходе фильма допрашивает не только преступников, но и тех, кто им вольно или невольно помогал, и пострадавших, и свидетелей. Дело с каждым днем набирает все большие обороты. Смотреть здесь.
Согласитесь, что жизнь способна дарить такие сюжеты, которые не придут в голову даже самым опытным сценаристам. Ценность всех эти фильмов в хроникальной достоверности. Все было на самом деле - преступления, аресты, допросы, признания, даже расстрельные приговоры. Единственным, но существенным недостатком всех трех фильмов я бы назвал работу звукооператоров. Во время допросов некоторых людей бывает очень сложно расслышать. Запись велась на скрытые микрофоны, техника тогда была несовершенной, а говорили-то обычные люди со своей специфической дикцией, а не актеры с поставлеными голосами. К сожалению, наложить субтитры создатели фильмов не догадались. Во всем остальном это очень любопытное документальное кино, которое я рекомендую к просмотру.