Найти тему
Роман Овсянников

Подсчитать расходы на мобильную связь (для абонентов МТС)

Как подсчитать расходы на мобильную связь и выбрать оптимальный тариф мобильного оператора? Можно, конечно, посмотреть на диаграмме в ЛК. Здесь следует объяснить, что на диаграмме представлены общие расходы только с личного счета абонента, расходы же с бонусного счета (кэшбэк) (как у меня) за определенный период никак не отображаются. Правда, в истории транзакций показываются траты по отдельным позициям. У кого похожая ситуация и кто затрудняется определить сколько примерно тратит на связь, небольшая инструкция.

Подсчитать расходы за связь несложно, трудность заключается лишь в том, что нужно преобразовать полученные данные к формату пригодному для вычисления, т.е., нужно привести значения к виду, который программа для редактирования файлов отчета может воспринять и подсчитать.

Я пользуюсь таким способом (на примере абонентов МТС, про других операторов ничего сказать не могу):

В личном кабинете МТС https://lk.mts.ru/detail для просмотра расходов на вкладке “Детализация и счёт” выбираете диапазон дат на 6 мес. (на данный момент максимальное значение). Заказываете отчет в формате XLS. Разблокируйте файл XLS для редактирования.

В этом отчете значения расходов за связь представлены как текст, а не как число. В каких-то случаях нужно преобразовать значения в числовой формат. Кроме того, десятичные доли числа могут быть отделены точкой (“.”), а не запятой (“,”). Некоторые программы корректно вычисляют значения по формулам с точкой, некоторые - с запятой. Все эти факты могут стать причиной возникновения возможной ошибки и эти обстоятельства нужно иметь в виду для получения корректных вычислений.

Скачанный отчет загружаете в облачное хранилище Google Drive. На сегодня зарегистрированному пользователю Google дается 15 GB дискового пространства бесплатно. Там же запускаете отчет с помощью web-версии Google Sheets (Google Таблицы) (запускается автоматически). Можно также воспользоваться бесплатными на сегодня десктопными программами-аналогами Microsoft Excel: LibreOffice Calc., OpenOffice, WPS Office, а также web-сервисы Zoho Sheets и Яндекс - облака со встроенным online редактированием XLS таблиц. Удобство сервисов Google в том, что все они глубоко интегрированы между собой, большинство бесплатные и не надо делать лишних манипуляций.

Выделяете нужный вам для анализа диапазон ячеек.

Не снимая выделения с нужного диапазона ячеек, разделяете одну колонку на две функцией "Разделить текст на столбцы":

Переходите на вкладку “Data” в верхней части и в всплывающем меню нажимаете на "Data" - "Split text to columns" (Text to Columns), выбираете функцию Separator - Space (Разделитель - пробел)

-2
-3

Вычисляете сумму. При выделенном диапазоне ячеек нажимаете на иконку Sum (AutoSum) (автоматическое суммирование) в верхней части таблицы или меню Insert-Function-Sum.

-4

2-й способ - вычислить сумму в Microsoft Access (платная программа). Открываете или импортируете отчет xlsx в Microsoft Access. Создается таблица Sheet1 с базой данных accdb. Переходите на вкладку Create (Создать) и нажимаете на кнопку Query Design (Конструктор запросов).

-5

Создаёте или добавляете новый запрос Query1 (Запрос1), активируете в нём столбец где нужно подсчитать расходы (в данном случае поле F4).

-6

Нажимаете на кнопку Totals (Итоги). В запросе появляется строчка Group by (Групповая операция). Раскрываете вниз меню поля Group by и выбираете математическую функцию SUM. Нажимаете на кнопку Run (Выполнить) и запускаете этот запрос.

-7

В итоге рассчитывается сумма расходов. По желанию сохраняете результат.

-8

Получаете данные ваших расходов за 6 месяцев. Делите это значение на 6 и получаете среднее значение расходов за 1 месяц.

Если ваши траты или сумма трат за месяц существенно меньше значения тарифа с абонентской платой, то вам выгоднее повременная оплата, если превышают это значение, то, соответственно, наоборот.

P.S. Несколько слов о компании МТС. Когда я только начинал пользоваться услугами МТС, общее впечатление от компании вызывало только положительные эмоции. Но потом, уже и не вспомню, когда именно, практически с каждым годом условия становились все хуже и хуже. МТС постоянно повышал плату за тарифы (в том числе архивные), менял условия на удобных и привлекательных тарифах на совершенно невыгодные, которые сам же несколько лет или десятков лет назад и вводил. Обнулили, если не ошибаюсь, более 3000 накопленных балов в действующей ранее программе "МТС Бонус" (по условиям программы имели право), потому что ничего полезного в этой программе за эти баллы реализовать было нельзя. Возникает вопрос, для кого её разрабатывали: для себя или для всех? В действующей на сегодня бонусной программе МТС Cashback накопил достаточное количество баллов. Они поменяли условия на невыгодные (опять же, имели право). От накопления баллов пришлось отказаться. Одно время поставили дозвон до контактного центра на looping и до оператора стало невозможно дозвониться. Поэтому приходиться обращаться в чат. Вопрос, к-рый можно было сформулировать за несколько секунд при звонке, приходиться долго писать в чате. С другой стороны, в чате удобно выкладывать какую-то статистическую информацию, расчеты, тарифы, скрины. Не знаю, как сейчас, уже давно не связываюсь с оператором по телефону, неохота ждать по 5-10 мин. на линии. Почему бы не наладить оба канала общения для разных ситуаций? Как было отмечено выше, на диаграмме в ЛК общие расходы с бонусного счета (кэшбэк) за определенный период никак не отображаются. Почему, непонятно. Какая разница с какого счета я трачу средства: с реального или виртуального? В общем, МТС упал на самое дно в моих глазах, хуже некуда.

Но некоторые события заставили меня пересмотреть свое отношение к МТС в лучшую сторону. Я полагаю, что это действия каких-то отдельных хороших людей, а не политика компании в целом.

Не буду вдаваться в подробности каким образом, но позволили мне сохранить другой абонентский номер с похожим тарифом для использования.

Запустили сервис с защитой от спама. Услуга бесплатная и называется "Базовая защита от спам-звонков". Кроме того, запустили сервис для жалоб на нежелательную рекламу, спам-звонки и смс на своем сайте. Теперь не приходится выслушивать всяких долбадятлов, не разряжается мобильный, не мешают спать или отдыхать, не отвлекают от важных дел, не звонят всякие там брокеры, трейдеры, "капитаны полиции" и прочие пидоры.

В общем, если резюмировать, отношение к МТС у меня неоднозначное. Надеюсь, что в дальнейшем их продукты и услуги станут привлекательнее и общий опыт восприятия бренда МТС для пользователя улучшится.

Upd. 19-Nov-23
Примерно в начале октября 2023 МТС обновили дизайн и функциональные возможности сайта в разделе "Расходы" Личного кабинета.
Теперь можно посмотреть расходы за счет кэшбэка, но удобство пользования обновленной версией, на мой взгляд, сильно проигрывает предыдущей. Раньше, расходы были представлены более компактно в виде таблицы, с крупным шрифтом, многие позиции были выделены своим цветом. Чтобы просмотреть траты за 6 мес. достаточно было несколько раз нажать на клавиатуре Page Down или прокрутить Scrollbar и нескольких секунд времени. Сейчас шрифт уменьшили, разные цвета убрали, расстояние между строками (line spacing) сделали больше, получилась такая "портянка" примерно на 10 страниц, что листать ее стало очень неудобно. Если выборку делать в пределах месяца, то большой разницы со старым дизайном с точки зрения удобства и простоты пользования разделом (usability) нет, но за больший период просматривать не так комфортно, хотя интерфейс интуитивно вроде бы понятен. Чтобы посмотреть бесплатные списания или кэшбэк нужно поставить галку (checkbox) один и два раза, соответственно. Не рассыплюсь, конечно, поставив 2 галки, но раньше таблица загружалась сразу, не надо было делать никаких лишних действий, сразу отображались все расходы, и платные и бесплатные (чтобы составить статистику для меня важны, прежде всего, платные). Было время после нововведений, что не прогружалась информация по целым месяцам (сейчас вроде в этом плане все работает корректно).
Кроме того, не согласен с позицией МТС, что кэшбэк относится к бесплатным расходам. Формально, да, ведь деньги не списываются с реального счета. Но, если смотреть по существу вопроса, если делать всё не для себя, а для удобства пользователей, то эти расходы для меня как потребителя услуг не являются в полной мере бесплатными. Эти бонусы на меня ни с неба свалились, не были мне подарены в прямом смысле слова, а были заработаны путем использвания и оплаты сервисов МТС, я тратил свои собственные деньги и эти расходы для меня отнюдь не виртуальные и имеют вполне реальную ощутимую ценность, как и обычные деньги.
Подводя резюме, интерфейс раздела "Расходы" ЛК стал не самым дружественным пользователю (не user friendly), хотя в МТС утверждают обратное, что стало удобнее. Во всяком случае, они хотя бы пытаются что-то делать в плане развития и усовершенствования сайта и своих сервисов, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.