Работа над киносказкой «Золушка» была начата через 20 дней после празднования Победы - в 1945 г.
Как рассказывал режиссёр Эльдар РЯЗАНОВ, тогда, обсуждая на худсовете сценарий, многие актёры и режиссёры - Борис Бабочкин, Иван Пырьев и др. - жалели, что фильм будет запущен в чёрно-белом варианте. Они в то время еще не знали, что благодаря технологиям XXI века киносказку «раскрасят»... Но черно-белое изображение не помешало этой картине стать любимым фильмом у многих поколений советских граждан.
В картине великолепно подобран актёрский состав, звучит прекрасная музыка, а особую любовь заслужила забавная песенка про «Доброго жука».
Удивительно, что эту песенку знают практически все – от мала до велика, но вот о ее авторе, скорее всего, не слышали. Между тем это человек с удивительной судьбой, обрусевший итальянец, который стал известным в СССР композитором.
Предыстория
«Золушка» задумывалась как музыкальная комедия, и при выборе композитора создатели фильма рассматривали несколько кандидатур. Среди них были Дмитрий Шостакович, с которым режиссер фильма Надежда Кошеверова ранее сотрудничала в других картинах, и студент консерватории Олег Каравайчук. По воспоминаниям Каравайчука, он даже приступил к записи партитуры, однако в последний момент дирекция киностудии решила, что для столь ответственной работы девятнадцатилетнему юноше может не хватить опыта.
По рекомендации Шостаковича в киногруппу был приглашён Антонио Спадавеккиа. До войны Антонио сочинял музыку к короткометражным лентам, но руководители «Ленфильма» о его композиторских возможностях почти ничего не знали, а потому предложили — в качестве своеобразного испытания — написать для киносказки небольшой музыкальный фрагмент.
Неделя, данная на прохождение «тестового задания», была потрачена автором на размышления об основной идее «Золушки», а сам фрагмент — танец главной героини — сложился в композицию в последнюю ночь перед сдачей «экзамена» и записан на кухне. После утверждения худсоветом Спадавеккиа органично вошёл в творческий коллектив и оказался едва ли не единственным членом киногруппы, работа которого не вызывала нареканий со стороны коллег.
Уютно, по-домашнему
Евгений Шварц, вспоминая о работе над сценарием, рассказывал, что для киносказки он сочинил несколько стихотворений, «причём целые куски придумывались на ходу или утром, сквозь сон». Предполагалось, что музыкальные номера, интегрированные в сюжет, будут закреплены за многими персонажами, включая тыкву, мышей-коней и Кучера. Однако часть эпизодов, в том числе сцена с песней Мачехи, была исключена из картины.
В общей сложности в картину вошли три песни Золушки («Дразнят Золушкой меня», «Добрый жук», «Я не знаю, что со мною») и одна — Принца («Вы как сон или виденье»). Янина Жеймо сама готова была выступить в качестве певицы. Актриса считала, что отсутствие поставленного голоса не является помехой, поскольку песни в ленте должны звучать «уютно, по-домашнему». Тем не менее создатели фильма отдали её вокальные номера обладательнице колоратурного сопрано Любови Черниной. Исполнитель роли Принца Алексей Консовский, в отличие от Жеймо, не претендовал на роль певца. Записанную им песню переозвучил популярный в конце 40-х эстрадный певец Юрий Хочинский. В архиве Хочинского, ушедшего из жизни через год после выхода «Золушки», были найдены снимки, сделанные во время фотопроб; артист запечатлён на них в костюме Принца. Но доподлинно неизвестно, были ли эти пробы проведены на подготовительном этапе или же непосредственно во время записи песни. В стенограммах худсовета сведений о рассмотрении его кандидатуры на какую-либо роль не обнаружено.
В ТЕМУ
Дед Антонио Спадавеккиа был вынужден бежать из Италии, поскольку помогал Джузеппе Гарибальди в борьбе за освобождение страны от гнета Австро-Венгрии. Пристанище нашел в Керчи, завел там семью. Сын Эммануэль стал морским капитаном, и его отпрыск родился прямо на корабле, который шел по Черному морю близ Одессы. Именно этот город значится в документах Антонио Спадавеккиа как место рождения.
Антонио Спадавеккиа окончил консерваторию в 1937 г. Был учеником Сергея Прокофьева. Из-под его пера вышли несколько опер, в том числе «Хождение по мукам» и «Овод». Написал он музыку и к двум балетам и оперетте. Но больше всего работал с кинематографистами. Его мелодии, помимо «Золушки», звучат в «Неподдающихся», «Шумном дне», «Смелых людях» и многих других картинах.
КСТАТИ
Ходили легенды, что для «Золушки» вывезли чуть ли не вагон костюмов из берлинских театров. На самом деле костюмы шили на «Ленфильме», с чем-то помогли театры, которые возвращались из эвакуации в Ленинград, какие-то детали реквизита приносили из дома члены съёмочной бригады. Ведь на съемках сказки работал цвет ленинградской творческой элиты, и у них на растопку в блокадные годы ушли далеко не все семейные реликвии.
Добрый жук
Муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца
Встаньте, дети, встаньте в круг,Встаньте в круг, встаньте в круг!Жил на свете добрый жук,Старый общий друг.Никогда он не ворчал,Не кричал, не пищал,Громко крыльями трещал,Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг,Встаньте в круг, встаньте в круг!Ты мой друг, и я твой друг,Старый верный друг!
Полюбили мы жука -Старика-добряка,Очень уж душа легкаУ него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг,Встаньте в круг, встаньте в круг!Ты мой друг, и я твой друг,Старый верный друг!