Найти в Дзене
Союз НКО

Социальный работник – кто это?

Ежегодно 8 июня по всей России отмечается день социального работника. История праздника уходит корнями в царские времена. В 1700 году Петр I подписал указ, предписывавший богадельням соблюдать новое правило: на 10 обездоленных и слабых людей должен был приходиться один здоровый, который ухаживает за ними. Сегодня в России более 100 тысяч социальных работников заботятся о тех, кто нуждается в их помощи.

В 2019 и 2022 гг. Общенациональный союз некоммерческих организаций реализовал проект «Инкубатор социальных услуг», призванный вывести на новый уровень НКО, предоставляющие социальные услуги населению.

Главная :: Инкубатор социальных услуг 2.0

Миссия, которую мы выполняли в рамках данного проекта – помочь некоммерческим организациям укрепиться в своих позициях на рынке предоставления социальных услуг и получить дальнейшее развитие. Более 30 некоммерческих организаций получили поддержку и консультативную помощь, повысили квалификацию на семинарах, приняли участие в обсуждении проблем и путей развития рынка социальных услуг на Конференции 2 декабря 2022г.

АНО «Центр социального обслуживания «Формула ухода» являлась одним из благополучателей нашего проекта. Мы взяли интервью у ее соучредителя Елены Сухачевой.

Елена, добрый день! Вы, как руководитель службы ухода, знаете многое о благородной профессии социального работника. Расскажите, пожалуйста, какими личными и профессиональными качествами они обладают.

Социальный работник – это человек с высоким уровнем эмпатии, с доброй душой и сердцем, для которого работать равно помогать. Социальные работники становятся для подопечных близкими друзьями, незаменимыми в быту помощниками, связующим звеном с внешним миром и родственниками, той самой жилеткой, в которую можно поплакаться.  Современный социальный работник – это еще и профессионал, который не только владеет навыками бытового обслуживания и патронажного ухода, но и разбирается в законодательстве о социальном обслуживании, межведомственном взаимодействии различных государственных структур, ведет различную документацию. Это человек, который поможет оформить инвалидность, субсидию, опекунство, сводит к врачу, получит рецепты, а также проводит в последний путь – поможет в организации похорон. 

Как много людей становятся социальными работниками и есть ли трудности с тем, чтобы им стать?

Социальная сфера очень быстро развивается и спрос на специалистов в области социальной работы постоянно растет, возникает дефицит социальных работников. Типичный портрет социального работника – женщина 45+, которая уже вырастила своих детей, нянчит внуков, ухаживает за стареющими родителями. Молодежь в эту профессию пока не идет – не все соискатели до конца понимают, с кем и с чем им придется работать. Люди, которые ищут работу с мотивацией «стабильная зарплата», «стаж», «рядом с домом» долго не задерживаются в отрасли.

Управление командой социальных работников безусловно требует особого подхода. Какие сложности существуют при управлении командой социальных работников? А какие позитивные моменты?

Главная управленческая задача – найти и удержать хорошего социального работника. Как я сказала раньше, сейчас есть дефицит специалистов. Нужно мотивировать социальных работников, определять, что важно для них в работе. Также социальным работникам, как и всем людям помогающих профессий, присуще эмоциональное выгорание. Наша задача – заниматься профилактикой эмоционального выгорания, поддерживать здоровую атмосферу в коллективе, следить за балансом работы и личной жизни. Однако все эти трудности перекрывает радость видеть наших подопечных удовлетворенными и счастливыми.

Расскажите немного о российском рынке социальных услуг в настоящее время. Каковы особенности социальной помощи в России в настоящее время? Есть ли проблемы с оказанием социальной помощи или с её получением?

В настоящее время идет активное разгосударствление социальных услуг, создается конкуренция в сфере производства социальных услуг, повышается качество, наращиваются мощности. Появились новые участники – поставщики социальных услуг. К ним относятся социально ориентированные НКО, исполнители общественно-полезных услуг, бизнес- и активные группы. Их появление способствует росту эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в социальной сфере, повышению прозрачности системы предоставления населению услуг. Система долговременного ухода добавила к бытовой помощи патронажные услуги: уход за телом, перемещение, санитарно-гигиенические услуги. Оформить социальные услуги достаточно легко, сейчас это можно сделать через МФЦ. Только не все пожилые люди могут собрать все справки и необходимые документы. Есть одинокие люди старше 90 лет, которые точно с этим не справятся, даже и их 70-летние дети вряд ли осилят эту задачу. Много семей вообще не знает, что такие услуги у государства есть. Сегодня оформление социальных услуг носит заявительный характер, нам надо стремиться к тому, чтобы органы соцзащиты знали всех престарелых на своей территории и вовремя приходили на помощь. 

Есть ли у вас общественные инициативы, связанные с улучшением качества социальной помощи? 

Наша инициатива состоит в том, чтобы усовершенствовать информированность о получении социальных услуг – мы предлагаем указать телефоны социальных служб в каждом подъезде, у каждого консьержа, на билбордах, сообщать их по радио и ТВ. Чтобы соседи, волонтеры, которые знакомы с одиноким престарелым человеком, который уже не в состоянии себя обслуживать, сразу могли сообщить об этом в территориальное управление соцзащиты (да еще и проконтролировать, оказана ли помощь), а не искали в интернете, кто бы мог помочь.

Елена, социальным работникам будет приятно услышать поздравление от вас в этот праздник! Что вы хотели бы пожелать им?

Дорогие социальные работники! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, неисчерпаемых внутренних ресурсов! Пусть все ваше добро, тепло, которое вы отдаете, вернется к вам во сто крат!