Александр Сергеевич Пушкин по праву считается «нашим всем» в русской литературе. Места, связанные с ним, становятся музеями и мемориалами. Но еще 70 лет назад на их месте часто бывали просто руины и пепелища.
Как воссоздать порушенное пушкинское наследие? Как привить молодому поколению любовь и уважение к родной земле и ее истории? Об этом знают в движении доброхотов.
Сегодня поговорим о том, кто такие доброхоты и что они сделали для Михайловского и других пушкинских мест, как вся страна приезжала расчищать леса и чистить реки, а также что нужно сделать, чтобы присоединиться к движению доброхотов. Поехали!
Движение доброхотов зародилось в середине прошлого века по инициативе Семена Степановича Гейченко. Сорок пять лет он был бессменным директором пушкинского музея-заповедника и за это время смог превратить его из горы развалин в один из самых известных музеев страны. О том, как это ему удалось, мы уже писали здесь. Но очевидно, что такую большую работы выполнить в одиночку невозможно. Так и появилась идея доброхотства.
Это старинное слово было выбрано не случайно. Оно упоминается еще в словарях Даля и Ожегова:
Доброхот – доброжелатель, радетель, радушник, делающий добро, желающий кому-то добра, благотворительствующий (В. Даль)
Доброхот – доброжелатель, человек добровольно участвующий в чем-либо (С. Ожегов)
Это слово чем-то схоже с современным понятием «волонтер», но если сегодня в волонтерство идут за новым опытом и впечатлениями, то в доброхотстве главной мотивацией служит желание творить добро, своими усилиями делать важный исторический и природный край лучше и красивее.
Задачей Гейченко при создании доброхотства было не только получить бесплатную помощь в воссоздании музея, но и приобщить молодое поколение к Пушкину, познакомить их с его родными местами, привить любовь к родной истории и природе.
«Живя и работая на природе, воспетой Пушкиным, человек видит вокруг себя красоту, простоту, ясность, сердечность. И он преображается. В душу его приходит покой и мир. Смиряется её тревога, и видится счастье… В благодарность за труд научные сотрудники заповедника читают ребятам лекции, проводят экскурсии, беседы, совершают прогулки по памятным местам, местам боевой славы Пушкиногорья»
С. С. Гейченко
Наиболее массовый порыв доброхотства наблюдался в конце 1980-х годов, когда на призыв Гейченко по радио и телевидению откликнулись сотни людей и стали приезжать со всех концов страны в Пушкиногорье, чтобы поработать на благо заповедника. Доброхоты перевозили и поднимали на колокольню колокола, реконструировали земляной грот и садовую беседку в парке Михайловского, закладывали каменную ограду вокруг Святогорского монастыря, где похоронен А. С. Пушкин. После страшного урагана 1978-ого года сильно пострадал усадебный парк, и доброхоты со всей страны приезжали расчищать завалы и восстанавливать проход по старинным аллеям.
География доброхотства поистине удивляет: Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Набережные Челны, Киров, Петрозаводск, Нижний Тагил, Выборг, в советское время приезжали целые студенческие отряды из Эстонии, Беларуси и других республик.
В 2005 году было решено награждать всех, кто хоть раз побыл доброхотом, специальным значком, напоминающем об этом уникальном опыте. На светло-зеленом поле изображена рука, бережно выпускающая пушкинскую цаплю – зую, в честь которой когда-то называлось Михайловское.
Сейчас, как и много лет назад, доброхоты выполняют самые разные виды работ в музее-заповеднике: от сенокоса и полива цветников до очистки пойменных лугов реки Сороти и проведения археологических раскопок.
Для многих доброхотов работа в музее становилась чем-то вроде детского лагеря с теми же отрядными мероприятиями, конкурсами и викторинами, торжественными линейками и вечерней свечкой.
Надо отметить, что сами сотрудники музея и организаторы движения не относятся к доброхотам как к бесплатной обслуге. Наоборот, любая помощь очень ценна, а один из соратников Гейченко выработал следующие принципы при работе с доброхотами:
- Развивать в человеке творческое отношение к жизни.
- В беседах с детьми добиваться равного диалога, без позиции старшинства и силы.
- Нет бездарных учеников, есть бездарные учителя.
- Учиться любить всех детей, как своих собственных.
В архиве музея есть отдельные страницы, посвященные доброхотам. Там хранятся письма тех, кто хотел присоединиться к движению и – что особенно ценно – воспоминания, или, как сейчас бы сказали, отзывы об организации движения. Вот, к примеру, некоторые из них:
Последние доброхоты, заставшие Семена Степановича, приехали в 1993-ем году. Уже больной, директор все равно находил время для общения с детьми и дарил им на память книги о Пушкине.
Семена Гейченко не стало в 1993-ем, но дело его живет. Работает музей Михайловское, с каждом годом принимающий все новых гостей. Активно и движение доброхотов.
В последние несколько лет в движении начали активно использовать и цифровые решения. Так, участники помогают музею не только физическим, но и умственным трудом, например, создавая VR-модели старинных крестов из древнего городища Воронич.
Как же стать доброхотом?
Для этого, как и при самом зарождении движения, нужно написать мотивационное письмо в музей-заповедник Михайловское. Рассказать о себе, о том, почему вы захотели присоединиться к движению и что для вас значит Пушкин. Но нужно помнить, что доброхотство, как и любое волонтерство, включает в себя тяжелую, часто монотонную физическую работу и к этому нужно быть готовым. О том, когда и на сколько дней можно приехать, уточняйте в заповеднике.