Найти в Дзене
Военпред

Как генерал А. Деникин торговал своей наградой - Георгиевским оружием украшенным бриллиантами

Во время Первой мировой войны, редчайшей наградой Российской империи - Георгиевским оружием украшенным бриллиантами, были награждены восемь военачальников Русской императорской армии: великий князь Николай Николаевич (младший), генералы А. Брусилов, С. Добротин, В. Ирманов, П. Калитин, П. Лечицкий, С. Мехмандаров. Генерал А. Деникин был последним, кто удостоен этой чести в 1916 г. за взятие Луцка, но получил награду уже после Февральской революции, в апреле 1917 года. Оружие отпускалось из кабинета Его Величества - учреждения, ведавшего личными средствами российских монархов. Изготовление оружия требовало поиска мастеров-ювелиров, поэтому с вручением наград происходили задержки. В июне 1922 года бывший Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге А. Деникин находясь с семьей в эмиграции и испытывая бытовую неустроенность, решает продать самое ценное из того, что имел - Георгиевское оружие украшенное бриллиантами. Формально, для помощи бывшим сослуживцам по Добровольческой армии, находи

Во время Первой мировой войны, редчайшей наградой Российской империи - Георгиевским оружием украшенным бриллиантами, были награждены восемь военачальников Русской императорской армии: великий князь Николай Николаевич (младший), генералы А. Брусилов, С. Добротин, В. Ирманов, П. Калитин, П. Лечицкий, С. Мехмандаров. Генерал А. Деникин был последним, кто удостоен этой чести в 1916 г. за взятие Луцка, но получил награду уже после Февральской революции, в апреле 1917 года. Оружие отпускалось из кабинета Его Величества - учреждения, ведавшего личными средствами российских монархов. Изготовление оружия требовало поиска мастеров-ювелиров, поэтому с вручением наград происходили задержки.

Командир 8-го армейского корпуса Русской императорской армии генерал-лейтенант А. Деникин
Командир 8-го армейского корпуса Русской императорской армии генерал-лейтенант А. Деникин

В июне 1922 года бывший Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге А. Деникин находясь с семьей в эмиграции и испытывая бытовую неустроенность, решает продать самое ценное из того, что имел - Георгиевское оружие украшенное бриллиантами. Формально, для помощи бывшим сослуживцам по Добровольческой армии, находившимся в Болгарии.

5 сентября 1922 года А Деникин пишет о своем "плане" русскому представителю в США Б. Бахметеву:

"Душа моя болит за участь моих соратников по Добровольческой армии, попавших ныне в Болгарии в невыразимо тяжелое положение и материально, и духовно. "Если бы помочь хоть чем-нибудь, хоть немногим из них. У меня сохранилась дорогая для меня реликвия - "Георгиевское оружие, бриллиантами украшенное" - одна из высших и весьма редких боевых наград, которою я был награжден императором Николаем II за майский прорыв и за взятие города Луцка в 1916 году. Насколько помню, это было последнее "бриллиантовое оружие", данное покойным государем. Не найдется ли какой-нибудь эксцентричный благотворитель - американец, который купил бы это оружие за крупную сумму, целиком предназначенную для помощи впавшим в бедствие добровольцам? И нельзя ли при этом избежать газетной шумихи? Вы знаете страну, ее нравы и некоторые особенности американской плутократии. Поэтому я прошу у Вас совета и, если возможно, содействия. Если же эта мысль неосуществима, то пусть все написанное здесь останется между нами"

12 сентября 1922 года Бахметев ответил своим письмом Деникину:

"М. В. Бернацкий любезно передал мне письмо Ваше с предположением продать имеющуюся у Вас реликвию американцам с тем, чтобы обратить вырученные средства на нужды добровольцев. Я не убежден, что возможно найти человека, который бы пожелал приобрести ценность за достаточные деньги, тем более, что американцы сейчас тяжко обложены налогами и покупают с трудом. Я советовал бы Вам со своей стороны написать об этом представителю Красного Креста в Америке В.В. Буймистрову... Он очень хороший человек, с удовольствием поможет делу и, конечно, будет совершенно дискретен9. Вполне можете сослаться на меня. Если я Вам могу в этом деле или в других быть полезен, буду счастлив оказать Вам услугу"

"Бриллиантовая" сабля великого князя Николая Николаевича (младшего) в каталоге аукциона Christie’s
"Бриллиантовая" сабля великого князя Николая Николаевича (младшего) в каталоге аукциона Christie’s

Следующая (и возможно, последняя) попытка Деникина продать свою редкую награду, происходит ровно через десять лет.

В декабре 1932 года Деникин написал бывшему полковнику П. Колтышеву письмо следующего содержания:

"Дорогой Петр Владимирович, Опять Вас затрудняю и отягощаю своими делами. Перспектив никаких. При полном сжатии можем ограничиваться двумя с половиною тысяч франков. Я предполагал бы поискать заем под залог бриллиантового оружия с ежемесячным возвратом по двести франков. Как это вообще тяжело и неприятно, но, может быть, можно было бы устроить такой заем через Сазонову. Затруднение еще в том, что ведь не от всякого могу взять взаймы... Во всяком случае залог в виде бриллиантового оружия обязателен, т.к. это до некоторой степени смягчает морально обязательства. Если такая комбинация возможна, то попрошу Вас взять бриллиантовое оружие у Бернацкого, причем решительно ничего не говорить ему о предположениях, а ответить в том духе, что "попробуете сами что-либо предпринять". Не буду повторять, что все это для нас - вопрос спешный - хотя и знаю, что такие "комиссии" выбивают Вас из колеи и мешают Вашей работе, и без того неблагодарной. Письмо это опустит в Париже, для скорости, сосед. Любящий Вас А.Д."

Выходит, все это время "бриллиантовая" сабля генерала находилась у Бернацкого, бывшим в эмиграции председателем Финансового Совета при Совете Послов в Париже, и в распоряжение которго имелись достаточно крупные суммы денег. Вполне, возможно, что сабля выступала гарантом долговых обязательств Деникина.

При перезахоронении останков генерала Деникина в России в 2005 году офицеры почетного караула несли все его награды, кроме, самой дорогой - Георгиевского оружия украшенного бриллиантами...