Украинский историк и политик Михаил Сергеевич Грушевский (1866—1934) известен в основном как автор труда «История Украины-Руси». Личность примечательная, стоит рассказать о нем. В своем труде он, в частности, утверждает, что украинцы – это обособленный от других восточных славян этнос.
Любопытно, что в Средневековье украинцами называли польскую шляхту, жившую на востоке Речи Посполитой. В России слово «украина» означало окраину какой-либо территории, приграничную область. Даже в «Кобзаре» у Тараса Шевченко слово «украинец» отсутствует. А такие понятия как «Киевская Русь» или «Украина-Русь» появились вообще в XIX веке. До этого, говоря о древнерусском государстве, в основном использовали термины «Русь» или летописный – «Русская земля». А, например, греки уже тогда называли нашу страну «Россия». А понятие «Московия» – это вообще польско-литовский пропагандистский термин, появившийся в Смутное время. Таким образом Речь Посполитая, в состав которой входили исконно русские земли, хотели закрепить исключительно за собой право на использование термина «Русь». Дескать, на востоке – «московиты», а всё, что мы нахапали – это «Русь».
А термин «Киевская Русь» и вовсе придумал ботаник и историк, профессор Императорского университета Святого Владимира в Киеве Михаил Александрович Максимович. Причем, он ввел это понятие для периодизации истории русского государства в своей работе 1837 года «Откуда идёт русская земля». По аналогии появились термины «Владимиро-Суздальская Русь», «Московская Русь», «Русь Черниговская». И опять же, к несчастью для нынешних киевских пропагандистов, Максимович не отделял Малороссию от Великороссии, и более того – он в своих трудах ни разу не упоминал о том, что какие-то мифические укры выкопали Черное море.
А термин «Украина-Русь» ввел как раз Грушевский. Он в своих политических целях говорил также об особом этносе – украинском (ну, дескать, хохлы не имеют ничего общего с москалями. И как это он не додумался до лозунга «Украина цэ Европа»?). Оно и понятно: Грушевский принимал активное участие в первой попытке создать на Украине государственность в 1917 году. Он был избран председателем Центральной Рады самопровозглашенной Украинской Народной Республики. Но из этого ничего не вышло. Как, впрочем, и из второй, начавшейся в 1991 году. Это даже признал экс-президент Леонид Кучма. Он так и сказал: украинского государства не существует. По мнению Кучмы, не лучше себя ведут и украинцы, которые сами поддерживают уничтожение зачатков государственности.
Более того, в начале 1918 года представители Центральной рады подписали сепаратный мирный договор с Германией и Австро-Венгрией, в результате чего Малороссия была оккупирована австро-германскими войсками.
Впрочем, как показывает история, украинские политики всегда почему-то стремились к тому, чтобы их ридна Украйна была под чьим-либо протекторатом: под польским, под шведским, под германским. И так далее, вплоть до сегодняшних времен. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»...
Идея особого украинского этноса возникла в середине XIX века в основном с подачи польских революционеров, которые таким образом пытались с помощью сепаратистских идей ослабить российское самодержавие. Потом политику «украинизации» подхватила Австрийская империя. Ее очень тревожил тот факт, что население Галичины тяготеет к России. Австрийские власти подключили к этому проекту Грушевского: дали ему кафедру в Львовском университете, вернее, в Лемберге. Ну и благодаря австрийскому финансированию всем стало известно, что «украинская держава» существовала с глубокой древности – еще со времен раннеславянского племени антов и Древнерусского государства.
А главная «заслуга» Грушевского состоит в том, что до него «украинская концепция» не была стройной и наукообразной. При этом еще тогда оппоненты не раз указывали ему на то, что он не подкрепляет свою концепцию какими-либо реальными фактами и очень вольно обращается с историческими источниками. Но Грушевский полемики избегал, у него на это не было времени: историк-фантаст создавал историю древнейшего государства мира – «Великой Украины».
И термин «Украина-Русь» – это, конечно, здорово. Однако он создан искусственно и не несет в себе ничего, чтобы соответствовало историческим реалиям. В этой связи вспоминается старый анекдот:
На балу молодой артиллерийский офицер танцует с очаровательной юной красавицей.
— Скажите, поручик, а как делают пушки?
— О, мадемуазель, очень просто, — отвечает офицер, — берется дыра и обливается медью…