Фактам - разумеется, если они подтверждены перекрестными свидетельствами. А вот в отношении трактовок, складывается ощущение (у меня, во всяком случае), что переворачивать всё с головы на ноги приходится почти постоянно.
Вот, допустим, факт: дочери Георга Третьего долго оставались незамужними, некоторые так и не обрели семейного счастья.
А вот самая популярная, кочующая трактовка. Деспот, изверг, нарочно хотел оставить дочерей старыми девами, чтобы они ему табакерки подавали и играли Генделя. Принцессы чахли как в клетке в любимой загородной резиденции короля и королевы - Kew. Чахли и мечтали о свободе, мечтали и чахли. И только когда добрый братец Георг принц Уэльский дорвался до регентства, у некоторых из сестер жизнь наладилась.
И очередное: а если подумать? Да, король был противником неравнородных браков. Предъявлял к дочерям те же мерки, что и к себе самому. Не кинулся же под венец с обворожительной Сарой, сдержал свои хотения, а тут уж и узнал, что Фридрих хвалит ум и характер принцессы Шарлотты. Ну и - сватов к Шарлотте. Стерпелось, слюбилось. Этот вопрос закрыт.
Встает иной: а куда бы в равнородном порядке посылать замуж дочерей? В германские княжества? А ничего, что по ним топочет солдатня Узурпатора? Что там книгоиздатей убивают? По военному "суду" - штатских лиц? (Я про преступнейший казус Пальма, о котором в свое время писала). Дивные обстоятельства, чтоб замуж идти.
Только да, до оккупированных княжеств еще надо как-то добраться. А Британия, она вообще-то остров. Есть такой исторический термин - "континентальная блокада". И разумеется в разгар таковой самое оно отправлять юных дев бороздить моря. Принцессой больше, принцессой меньше, эка важность.
Затворницы, пленницы Кью и отца? Вообще-то и в те времена, и много позже, ВСЕ незамужние девушки жили исключительно под родительским кровом. И королевские, и дворянские, и купеческие, и из духовного сословия и даже из зажиточного фермерства. Невинность тогда считалось необходимым оберегать. Даже гувернантку молодого возраста не считалось приличным отправлять в дорогу без сопровождения слуги-мужчины. "Папа, мама, мне восемнадцать, дайте денег, сниму-ка я жилье в Лондоне!" Принцы так говорили, принцессы - ну вот увы, их бы не поняли. Но коллизия самая обыденная.
В период регентства попросту стабилизировалась обстановка в Европе. Да, жаль девушек, чьи лучшие годы съела огромная война. Но при чем тут родительский деспотизм?
Но воротимся к принцессе Уэльской, к Марии.
Долгое время в домашнем кругу звучало, что де настанет такой день, можно будет открыть правду, вообще всё будет хорошо и замечательно.
Но (как мы уже, вероятно, догадываемся) у принца опять накопилось долгов. И на сей раз (выдалось очередное примирение с родителями - и он обратился к ним) оказалось не довольно "опровергнуть слухи". Пора бы и жениться, династию продолжать, сынок.
Да, Георг согласился и тут.
Ему были предложены на выбор две протестантские принцессы: Луиза Мекленбург-Стрелицкая, родня королевы Шарлотты, и Каролина Брауншвейгская.
Трудно не порадоваться за принцессу Луизу, которую Бог уберег от двоеженца. Она прожила жизнь краткую, достойную и яркую.
Интереснее получается в рассуждении Каролины. Многоголосый хор британских подданных (давно умерших и ныне живущих) повествует о том, что она оказалась абсолютным чудовищем. Почти никогда не мылась, крайне редко меняла бельё, пила как сапожник, была вульгарна, невоспитана, необразована и вообще не дружила с головой.
Многовато... Ой, многовато. В чем у меня возникает некоторое недоумение? Германских принцесс воспитывали всех примерно по одному лекалу. Вспомним хотя бы о суровом детстве Государыни Екатерины Алексеевны. Строжайший распорядок их дня включал гигиенические процедуры: с утра - ледяная вода и жесткая рукавица. Обычно то, что усвоено в детстве, остается привычкой на всю жизнь. Но - всё в этой самой жизни случается, я просто говорю, что мне это немного странно.
Факты же есть, к примеру, такие. (Здесь мы не останавливаемся долго на очевидном: очередном разрыве с женой, на сей раз - более серьезном, ибо одно дело, когда муж утаивает брак и публично врет, а все же другое, когда он от живой тебя идет под венец). Все знают, в какой мере "брак" оказался несчастливым. Но вот факты. Принц дважды пытался "развестись" с Каролиной. Вместе они практически и не жили. В какой-то момент Каролина усыновила ребенка по имени Уильям Остин. А отчего бы нет? К родной дочери (Шарлотте) ее не подпускал принц, других детей не ожидалось по причине полного взаимного отвращения. Предыстория такова. Каролина, прогуливаясь в загородном имении, остановилась поболтать с беременной крестьянкой, выразила одобрение ее положению. На что женщина ответила, что детей в семье много и каждый новый рот, к сожалению, уже не в радость. Каролина решила взять ребенка себе и помочь этой семье. (От мальчика никогда не утаивали его родственников, Каролина навещала и опекала Остинов).
Принц затеял так называемое "деликатное разбирательство". Проще говоря, Каролину обвиняли в государственной измене: рождении внебрачного сына. И голый факт сводится к тому, что, невзирая на желание множества искушенных деятелей угодить принцу, обвинение было в хлам развалено. Спустя несколько лет принц, уже регент, проделал еще заход, послабее: Каролину обвиняли в наличии любовников на континенте. И тоже - ничего.
Едва ли Каролина была зело симпатичной особой. Но суть сводится к тому, что ее реальный облик нам неведом. Есть лишь факт, который ей нельзя поставить в вину: принцессой Уэльской она не являлась. А Шарлотта, единственная, рожденная от их союза, никак не была законной (даже в рамках ганноверской династии) наследницей престола. Особых последствий из этого не последовало. Шарлотта вышла замуж за Леопольда Саксен-Кобургского, впоследствии Леопольда Первого Бельгийского, а на тот момент - юного русского генерала и героя Кульма. Брак был по любви. Шарлотта умерла первыми родами вместе с ребенком, чем и пресеклась эта противозаконная коллизия с престолонаследием. Шарлотту, конечно, жаль - она-то ни в чем не виновата.
Такие вот странные дела. Позже - завершим разговор.
изображения из открытого доступа