Найти тему

Франсуаза Дольто: об имени, отлучении от груди и приучении к горшку

Догенитальный субъект: пупочная, оральная, анальная кастрации

Часть первая. Что есть путь?

Поговорим о том, как происходит становление психики человека. На пути взросления субъект преодолевает ряд испытаний, от результата прохождения которых зависит какая именно конфигурация психики будет заложена. В дальнейшем это обусловит способы реагирования человека на события в окружающей реальности.

Речь пойдёт не о линейном времени и пространстве, поэтому ограничить ту или иную фазу конкретным календарным возрастом невозможно. И всё же существует предложенная Франсуазой Дольто карта пути становления человека и выглядит она следующим образом:

– появление на свет и становление догенитального субъекта (прохождение пупочной, оральной и анальной кастраций);

– фаза зеркала (два такта);

– формирование генитального субъекта (преодоление неэдипальной (первичной) кастрации и эдипальной (вторичной) кастрации).

В своей статье «Сексуация девочки или миллион вопросов о женском счастье» я уже частично писала о том, что такое кастрационные испытания. Здесь добавлю, Ф.Дольто обращала наше внимание на то, что кастрация – это процесс, происходящий с двумя человеческими существами, одно из которых даёт знать другому, что осуществление его желаний в той форме, в какой он хочет, ему отныне запрещено законом. Знание это передаётся посредством языка. Таким образом, кастрация может происходить только в отношениях с другим человеком, а её инструментом всегда является слово, опосредующее отсутствие утраченного объекта.

Кастрация – это вторжение нового опыта, катализирующее необходимость утратить прежние образцы поведения. Иначе места для более прогрессивных новых навыков и компетенций просто не найдётся.

Например, в определённый момент времени, утоление голода посредством сосания груди ребёнку запрещается. Для этого ему уже становятся доступны иные способы приемлемые в человеческом порядке. Ребёнок берёт ложку и кушает кашу.

В качестве фундамента психической реальности служит кастрационный узел, содержащий такие ключевые для человека сюжеты как обретение психологического пола, размещение себя на сексуальной сцене, осмысление отцовства/ материнства, а также встречу с рождением и смертью.

Каждый новый виток развития психики обусловлен столкновением с этими вопросами, от ответов на которые зависит дальнейшая судьба индивида. В ряде случаев у субъекта остаётся шанс перезаписать свой выбор, при актуализации вопроса на новом этапе историзации. Психоанализ и психотерапия также способствуют возможности скорректировать некоторые ранее сделанные человеком выборы.

Являясь открытой системой, мы всегда имеет шанс до определённой степени изменить себя и свой путь.

Часть вторая. Символогенные и символоувечащие кастрации

Франсуаза Дольто разделяла кастрации на символопорождающие (символогенные) и символоувечащие.

Символопорождающая кастрация будет в случае успешного прохождения испытания человеком. В результате этого усвоится новый опыт, произойдёт перезапись прежних путей достижения желаемого, усложнится психика. Например, мы видим, что ребенок перестал просить грудь, всё увереннее начинает кушать ложкой, не тянет пальцы в рот и не пытается их в дальнейшем сосать.

Символоувечащая кастрация не позволяет в полной мере состояться перезаписи прежнего опыта и затрудняет усложнение психического аппарата. Вследствие чего, искажается дальнейшее становление психики субъекта.

Если что-то пошло не так, психика ищет обходные пути своего развития, изобретает тот или иной симптом и пытается призвать на помощь третьего – как вариант – врача или психоаналитика. Того, кто услышит, поучаствует и вероятно позволит перезаписать неудачные опыты проживания кастрационных испытаний.

Символоувечащий характер кастрации приводит к тому, что в дальнейшем логически последующая кастрация будет находиться под давлением результатов предыдущей.

Согласно мнению Ф.Дольто, для того чтобы человек мог успешно пройти кастрационное испытание ему необходима поддержка со стороны значимого Другого (например, мамы). Поддержка в виде слов, обозначающих важность происходящего, подчёркивающих понимание всей болезненности и в тоже время необходимости трансформационных изменений.

Давайте приоткроем свиток психоаналитической карты пути субъективации человека и начнём с рассказа о догенитальном периоде становления – начале начал. Именно в это время завязываются первые отношения ребенка – отношения с Материнским Другим, отзвуки которых будут влиять на все остальные отношения в жизни человека.

Часть третья. Пупочная кастрация

Маленький человек появился на свет. Рождение – знаменательное событие, о котором всегда можно услышать множество рассказов. И тут мы для себя открываем, что история любого человека начинается задолго до его непосредственного появления на свет. Сюда входит и судьбоносная встреча его родителей, и его зачатие, и нахождение в утробе у мамы, и все те ожидания, которые сопровождали малыша с первой секунды осознания его близкими того факта, что он может родиться. Мистика? Нет, символическая купель, предуготованная каждому человеку к моменту его встречи с нашим миром. Ребёнок ещё не рождён, а его близкие уже хотят мальчика или девочку, выбирают имя, строят планы на его жизнь.

Как нам известно, малыш в процессе внутриутробного развития посредством пуповины связан со своей мамой. Первое, что происходит при появлении человека на свет – перерезание пуповины. Тело малыша физически отделяется от материнского. В то же время, тело матери ещё продолжительное время будет служить протезами для ребёнка, ведь именно на маминых ногах он будет ходить, с помощью маминых рук переворачиваться, кушать, производить гигиенические процедуры и т.д.

Согласно З.Фрейду, акт рождения – это прообраз любой кастрации, т.к. основан на вторжении радикально нового в мир новорожденного. Маленький человек должен вытолкнуть амниотическую жидкость и начать дышать иначе у него нет шансов выжить.

Франсуаза Дольто пупочную кастрацию понимала как факт принятия ребенка посредством записи его имени и пола, а также даты и времени появления на свет. Отныне новорожденный признан в качестве субъекта, наделённого определённым полом и именем, и помещён в символический порядок.

Вообще, Ф.Дольто огромное значение уделяла вопросу имени человека. Она писала, что это одно из самых главных слов в жизни субъекта, что-то чрезвычайно важное. Первые фонемы, означившие каждого из нас. Вовремя произнесённое имя может спасти жизнь.

Имя – голосовой зов значимого Другого, изначально насквозь прошивающий тело и психику ребёнка. Имя призывает, оно всегда направлено на субъекта.

Ф.Дольто описала множество клинических случаев, когда при смене имени ребёнок отказывался входить в символический порядок или конструировал какой-то симптом.

Интересным представляется тот фак, что и после смерти имя, располагаясь на памятнике, продолжает свидетельствовать о том, что мы были.

Часть четвертая. Оральная кастрация

Отлучение от груди – одно из самых важных испытаний на пути становления человека. Вероятно, поэтому так много вопросов и обсуждений связано с тем следует ли кормить ребёнка грудью или предпочесть искусственное вскармливание, когда пора бросать кормить грудью и как именно это лучше сделать.

Оральная кастрация является ключевым сюжетом для становления психики, т.к. изначально задаёт её структуру.

Любая утрата причиняет боль. В случае кастрации боль удваивается, т.к. кастрация всегда происходит как на стороне ребёнка, так и на стороне матери. Вы задумывались над тем, что теряет мать, отлучая малыша от своей груди? В некоторых случаях неготовность матери может усложнить процесс оральной кастрации ребёнка.

Утрата груди в реальности НЕ равна её утрате в психической реальности, для которой необходимо, чтобы как присутствие, так и отсутствие объекта (в данном случае груди) было опосредовано языком.

Ф.Дольто отмечала, что первостепенная роль матери НЕ в том, чтобы напоить, накормить ребёнка и уложить его спать, а в том, чтобы опосредовать это всё словами, в том числе и любую утрату. Мама – прежде всего тот, кто говорит. В процессе оральной кастрации она произносит: «Отныне грудь тебе запрещена». С этого момента порой на протяжении многих дней и даже недель маме приходится повторять запрет, не нарушая его, ведь закон всегда обезличен, стабилен и ему подчиняются все.

Если же мама нарушит запрет, например, днём грудь нельзя, а ночью можно, то закон превратится в закон каприза матери.

Мать, беседуя с ребёнком о том, чего бы ему хотелось (грудь) и чего она не даёт, сопровождает присутствие/отсутствие объекта (груди) словами, тем самым она символизирует, кастрирует, даёт ребёнку место, отделяя его от себя.

Слова – это не просто шумы, они накладываются на либидинальные потоки в отношениях рот – сосок. Происходит прошивка голосовым объектом. Ребёнок лишается груди и в тоже время благодаря символизации обретает её в мире своих представлений, также как и маму. Здесь закладывается один из главных законов человеческого порядка – запрет на каннибализм, а также желание и возможность говорить.

Ф. Дольто писала, что в процессе сосания груди связь тела с телом как некая короткая цепь соединяет ребёнка с мамой. Благодаря оральной кастрации длина цепи меняется. Теперь это длинная цепь вокализаций и слов, покрывающих другие восприятия, которые «мамаизированы» голосом матери. Важно, чтобы сама мать приняла разрыв контакта тела к телу.

Согласно мысли Ф.Дольто, в случае символопорождающей оральной кастрации мы наблюдаем у ребёнка следующие эффекты:

- обретение места отдельного от матери;

- появление речи понятной не только матери, что отныне позволяет ему вступать в дискурсивные отношения с другими;

- возможность кусать и кушать твёрдую пищу, т.к. рот начинает по-другому включаться в отношения с объектом;

- присутствие матери теперь возможно в пределах слышимости, а не только в зоне видимости;

- обретение запрета класть в рот несъедобное, непищевое, смертоносное.

Субъект переходит к иным способам отношений с Другим – смотрит в лицо, рассматривает, тянется, произносит звуки. Слово позволяет осваивать дистантный способ отношений. Появляется возможность принимать новое (вкусы, консистенции, навыки кусания).

Если грудь отобрали молча (без символизации словами) кастрация не состоится или в терминологии Ф.Дольто станет символоувечащей. В этом случае вероятны такие последствия:

- замолкание ребёнка или говорение речью понятной исключительно его маме;

- отказ от твёрдой пищи, невозможность кусать и жевать;

- необходимость тактильного присутствия матери кожа к коже, либо мать должна быть в зоне видимости малыша;

- сосание пальца (проверка, что рот не ушёл вместе с грудью);

- бесконечное помещение в рот несъедобных предметов: волосы, бусинки, конструктор и т.д.;

- отказ от вступления в либидинальную связь с Другим (будто выпала не грудь изо рта ребенка, а он сам).

Ф.Дольто писала, что бывают ситуации, когда эффекты символоувечащей оральной кастрации заметны не сразу, а проявятся в будущем при столкновении субъекта с каким-то потрясением или утратой. Вместо проживания скорби и боли при работе психического обнаружится меланхолия как отзвук НЕ случившейся оральной кастрации.

В меланхолии часто что-то воспринимается как место, например, долженствование. Пока ты должен и этому соответствуешь – тебе есть место, но любое несоответствие я-идеалу запускает процессы распада, в которых открывается изначальное отсутствие места. Может быть поэтому меланхолия часто сопровождается попыткой уйти со сцены Другого, в том числе радикальным образом посредством суицидального акта.

Часть пятая. Анальная кастрация

В связи с требованием Другого экскрементальный объект оказывается в неоднозначном положении. С одной стороны ценность этого объекта, к которому приковано столько внимания значимых взрослых, с другой – появление экскрементов оборачивается их незамедлительным уничтожением.

На анальной фазе требование удержать экскременты в какой-то момент меняется на прямо противоположное – отдать их. Субъект должен следовать требованиям воспитывающего его лица.

В клинике невротика навязчивости анальный объект является ключевым сюжетом. Субъект удовлетворяет свою потребность лишь для того, чтобы соответствовать требованиям другого при этом теряет доступ к собственному желанию.

Ф.Дольто обращала внимание, что анальная кастрация вращается не только вокруг экскрементального объекта, она связана с телесной самостоятельностью.

Ф.Дольто писала, что всё, что касается анальных влечений, часто сопровождается в нашем обществе насилием. Слишком раннее лишение невыносимо, поэтому всегда будет нести символоувечащий характер. Кастрация анальных влечений невозможна пока неврологически ребёнок ещё не может контролировать свои сфинктеры (область, получение удовлетворения в которой подвергается запрету). Такой контроль становится доступен приблизительно к двум годам. Ранние попытки приучения ребёнка к горшку обречены на провал.

Телу не нужно что-то производить для удовлетворения требований Другого. Настаивание на таком производстве по сути является перверсивным и травмирующим, также, как и чрезмерное восхищение тем, что ребёнок сходил на горшок.

Ф.Дольто отмечала, что ребёнок знает, что экскрементальный объект некрасивый, он просто есть и всё. При этом производить его важно НЕ для Другого, это НЕ дар.

Основной закон человеческого порядка, усваиваемый на анальной фазе – непричинение вреда своему телу и телу другого человека. Запрет убийства и самоповреждения.

Для того, чтобы анальная кастрация была символопорождающей, её необходимо сопровождать словами относительно того, как быть с экскрементальным объектом. Ребёнку необходимо знать, зачем оставлять экскременты в туалете, и куда они потом исчезают.

З.Фрейд писал, что экскрементальный объект легко замещается на другие объекты, вращающиеся в человеческом мире, таки как деньги, подарки и т.д.

В логике отношений с экскрементальным объектом всегда есть требование Другого и ответ на него юного субъекта, который может принести в дар часть самого себя или отказаться от этого.

Ж.Лакан отмечал, что экскрементальный объект является неприятным и выступает в качестве некого отброса, тем не менее, его роль является решающей в экономике желания и способах его циркуляции.

Ведь именно экскрементальный объект – первое, что ребёнок производит на свет, его первый творческий продукт и его дар миру. Поначалу у малыша нет отвращения к экскрементам, оно приходит вместе с материнским отвращением и "фу".

Об экскрементальном объекте взрослые много говорят, наделяя его тем самым ценностью. В тоже время ребёнок сталкивается с непонятной двойственностью требований. С одной стороны дать этот ценный объект, с другой – тут же выбросить.

Таким образом в анальной фазе субъект сталкивается с двухтактным требованием Другого. Восхищением при появлении объекта и моментальным избавлением от него.

Ф Дольто писала, что в результате анальной кастрации ребёнок разрывает отношения своего тела с материнским телом, между ними появляется дистанция. По сути, это лишение субъекта удовольствия от неких совместных действий с матерью касательно его тела (умывание, одевание, кормление, подтирание и т.д.).

Главным эффектом символогенной анальной кастрации является автономизация, отстёгивание от материнского тела. Отныне субъект сам готов взять жизнь в свои руки, он не нуждается в том, чтобы за его телом ухаживал Другой. Появляется двигательное отделение, действие, моторная активность. Автономность, завязанная на движении. Субъект вступает в период "я сам", который важно жёстко НЕ подавлять. Это во многом завязано на то, насколько мать готова к своей кастрации и отказу от тех действий с телом ребёнка, которые она совершала ранее.

Ф.Дольто отмечала, что эффект анальной кастрации прийти не может, пока ребёнок носим Другим. Она писала, что изначально малыш нуждается в теле матери как в протезах умелых рук и ног, но со временем ему необходимо эти протезы отстегнуть.

Тут важно, чтобы родители были готовы к этому периоду. Например, способны стоять и ждать пока ребёнок одевается сам, а не бросаться к нему незамедлительно со своей помощью.

Ещё необходимо приобщать субъекта к закону. Например, если ребёнок несет маме горшок в присутствии гостей для демонстрации того, что он сходил в туалет, таким образом, как от него ожидали, важно сказать малышу, мол, ты молодец, сделал всё правильно, но у людей не принято показывать свои экскременты.

Значимый Другой ставит черту, обозначает предел, границы допустимого в человеческом порядке. Юному субъекту при этом необходимо принять, что его тело может быть грязным, и он сам должен о нём заботиться.

Итоги догенитального периода становления субъекта

Кастрационные испытания, пережитые в догенитальный период, постепенно отделяют малыша от матери, задают структуру его психики и судьбы влечений. У ребёнка формируется базовое доверие или недоверие к миру, он обретает своё место (перестаёт быть частью мамы), занимает определённую позицию по отношению к требованию Другого и своим желания. В случае символогенных кастраций в психической реальности появляется два основополагающих в человеческом порядке запрета: запрет на каннибализм и запрет на причинение вреда своему телу и телу другого человека.

Франсуаза Дольто писала, что догенитальное никуда не исчезает, его можно наблюдать у взрослого человека в его "нарциссческой ткани, межотношенческой диалектике и межсубъективности".

Я буду благодарна Вам за комментарии и обратную связь!

© Н.И.Скрыльникова, 2022