Найти тему
Код Памяти

180 лет самому популярному железнодорожному пути России

Оглавление

Сегодня магистральную железную дорогу, которая соединила северную столицу России Санкт-Петербург и Москву мы называем Октябрьской. Ее строительство было обусловлено проблемой, которая касалась необходимости обеспечения транспортного сообщения между Петербургом и центральными районами страны.

Для питания жителей столицы использовалось продовольствие из других городов. Но так как из-за мелководья Волги перевозка грузов часто приостанавливалась, Петербург находился под угрозой голода. К тому же отсутствие транспортного сообщения серьезно мешало развитию промышленных предприятий.

Вокруг идеи строительства железнодорожной магистрали в 30-40-х годах ХIХ века разгорелись дебаты. Владельцы промышленных предприятий начали переживать о том, что по этому транспортному сообщению будут перемещаться импортные товары. Но как быстро эти споры появились, так и исчезли с момента подписания 1 февраля 1842 года Николаем I указа о сооружении первой железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

Император принял решение о том, чтобы проложить работу по самому краткому расстоянию, которое составило 644 км. Строительство объекта было поручено Северной дирекции под руководством П.П.Мельникова и Южной с Н.О.Крафтом во главе.

Строительство великой железнодорожной магистрали, соединившей две столицы

Больше всего споров коснулось маршрута пути. Некоторые чиновники предлагали рассмотреть его прохождение через Великий Новгород. Но такой вариант увеличивал смету на 17% и предполагал рост протяженности пути. Несмотря на то, что этот город был важнейшей торговой точкой, решение о выборе маршрута было окончательно принято императором.

Один из авторов проекта железнодорожной магистрали Павел Петрович Мельников впервые провел опыты по определению расчетной силы тяги по сцеплению, чтобы определить вес состава. Инженер первым в России составил ТУ на проектирование и возведение станций, верхнего строения пути и искусственных сооружений.

-2

Во время строительных работ была установлена ширина колеи 5 футов. Она и послужила впоследствии стандартом для всех железных дорог России. Для преодоления водных барьеров строителями было возведено 190 мостов.

Помимо инженеров и строителей, огромный вклад в возведение железнодорожной магистрали сделали крепостные крестьяне. Они провели до десяти миллионов саженей земляных работ. Эти результаты впечатляют и в наше время.

Крепостные трудились в тяжелых условиях. Выработанный во время строительства грунт перевозили вручную или на тачках. Рабочие жили в шалашах и землянках. Рабочий день составлял все светлое время суток с ранней весны до поздней осени. Изредка работы продолжались зимой.

Открытие Николаевской железной дороги

Официально железнодорожная магистраль на пути Санкт-Петербург-Москва была открыта 1 ноября 1851 года. В 11:15 из Петербурга отправился первый состав, прибывший в Москву в 09:00. Путь его следования составил меньше суток – 21 час 45 минут.

8 сентября 1855 года магистраль была названа в честь императора Николая I «Николаевская железная дорога». «Октябрьская» - название, которое магистраль получила уже после революции с 27 февраля 1923 года.

С каждым годом время поезда в пути уменьшалось, а скорость росла. В 1913 году состав с 9 пассажирскими вагонами прибыл на вокзал Москвы за 7 часов 59 минут. Предельная скорость поезда достигала 100 км/ч. Сегодня высокоскоростные поезда доставляют пассажиров в этом направлении всего за 4 часа. Путешествие на «Сапсане» - быстрый и комфортный способ перемещения между двумя столицами огромной и великой страны.

Октябрьская железная дорога идет практически прямо с одним единственным изгибом в районе станции Оксочи в Новгородской области. Об этой интересной истории ходит легенда. Когда император Николай I прочерчивал план дороги, он собирался провести прямую линию между Петербургом и Москвой. Во время этого его палец зацепился и в одном месте образовалась изогнутая линия. Строители не пошли против императорского плана и построили железнодорожную магистраль, один в один, как на чертеже.

Однако, исторические источники сообщают другую информацию. Так, в трудах советского ученого Александра Фролова говорится о том, что в месте изгиба был перепад рельефа. Именно он делал движение поездов с низким тяговым усилием затруднительным. Чтобы пройти этот подъем, требовалось прицеплять дополнительный локомотив или расцеплять состав. И по мнению историков изгиб был создан искусственно для преодоления препятствий.

-3

Стандарт «быть первой»

Сейчас не возникает ни одного сомнения в том, что строительство этого объекта играло огромную роль в жизни всей России. Прошло уже столько лет, а первая в стране железнодорожная магистраль в своей работе равняется на такие высокие стандарты «быть первой», спустя практически два столетия.

Сохранение памяти об интересных проектах, которые играют огромную роль в становлении Российского государства, важная миссия народа. Мы, наши предки и будущие поколения, еще долгие годы будем пользоваться таким исторически важным объектом, как первая магистральная железная дорога, соединившая два крупнейших города России – Москву и Санкт-Петербург.

В генеалогическом древе многих российских семей, несомненно, найдутся инженеры, строители и простые крестьяне, которые своим трудом и силами выстроили железную дорогу и внесли посильный вклад в становление Российского государства. Такой цифровой памятник познакомит каждого из вас с историей семьи и поможет сделать необыкновенные открытия.

Получить такую важную информацию поможет изучение родословной и семейное древо. А сохранить память о предках, их героизме, трудовых подвигах и достижениях поможет цифровой памятник. Это самый лучший способ хранить о своих дорогих людях воспоминания. Начните изучать свое семейное древо, и его корни откроют перед вами много нового и интересного.