Найти тему
МИР (Море История Россия)

А, были ли на «Стерегущем» кингстоны? (часть 1)

Я немного начну разбавлять сухой технический и экономический материал реальными боевыми эпизодами, чтобы посмотреть: а, правильные ли выводы мы сделали, оценивая проект. Более того, описание реальных событий дает новые, весьма любопытные детали, на которые ранее не обращалось внимание.

Более того, давным-давно пора «отшелушить» пропаганду от реальной истории, дать трезвую, нормальную оценку, без патриотического угара, причем с разных точек зрения.

Приступая к этой статье, я открыл Интернет, и…

«Тайна боя «Стерегущего»», «Правда о «Стерегущем»», «Загадки затопления «Стерегущего»», попытался читать, и сам уже начал путаться, где правда, а, где вымысел. А, потому, раскладываем все по полочкам.

Напомню, о чем идет речь. Во время русско-японской войны, 26 февраля 1904 года (по старому стилю) или 10 марта (по новому) два корабля Порт Артурской эскадры «Решительный» и «Стерегущий», возвращаясь из разведки, столкнулись с противником. В результате этого боя был потерян «Стерегущий».

Учитывая тот факт, что (как выразился мой знакомый) «Джордано Бруно погорел на спорных суждениях», я умышленно построил фразу очень «обтекаемо».

Читаем: «На рассвете 26 февраля (10 марта) эскадренные миноносцы «Решительный» и «Стерегущий» возвращались из ночной разведки к островам Эллиот в Порт Артур». Далее идет информация о том, что «в густом утреннем тумане» они наткнулись на 4 японских корабля. И далее указывается, что: «Решительный», «у которого был более мощный двигатель, сумел прорваться к Порт Артуру».

Остановились, и разбираем чуть более внимательно. «Стерегущий» (он же бывший «Кулик»), это миноносец (просто миноносец) типа «Сокол», изготовленный на Невском заводе, и собранный в Порт Артуре. «Вики» добавляет «… куда он был доставлен железнодорожным транспортом». (Зачеркиваем слово «железнодорожным», и пишем «морским»). Ну, ладно, это «Стерегущий».

-2

А, вот «Решительный», это же совсем другое, это же … Оп-с да, это тоже (как ни странно) миноносец типа «Сокол», и тоже изготовленный на Невском заводе, и, тоже собранный в Порт Артуре. Более того,и параметры у них идентичны. Да, это бывший «Баклан», ставший потом «Кондором» (хотя «Вики» дает наоборот, тут и правда, можно запутаться).

Но, не суть. Важно то, что «Решительный» не имел «более мощного двигателя», это были два абсолютно однотипных миноносца. И состояние у них было одинаковым. Просто «Решительный» шел головным. Шел и ... ушел.

Я разобрал один маленький фрагмент текста, просто для примера. Там где это не принципиально, я сам порой пишу не очень внимательно. Но, здесь детали важны. По некоторым данным «Стерегущий» имел неисправность машин, снизившую его скорость хода. Какую? Почему? Данных нет. Есть домыслы. По одной версии у "Стерегущего" была неисправность машин, по другой выброс пламени из труб был не у него, а у "Решительного".

Смотрим хронологию:

25 февраля 1904 года (по старому стилю)

Затопление под личным наблюдением командующего флотом пароходов «Хайлар» и «Харбин» на внешнем рейде Порт-Артур для затруднения подхода неприятеля.

Выход в разведку дежурного миноносца «Смелый».

Дежурство в проходе с 8 часов утра 25-го до 8 часов утра 26 февраля канонерских лодок «Гиляк» и «Отважный», а также крейсера II ранга «Разбойник» (брандвахта).

Выход в разведку миноносца «Сторожевой».

Отправка десанта с судов эскадры на ночь в распоряжение коменданта крепости.

Разведка в районе островов Торнтон в ночь на 26 февраля миноносцами «Решительный» и «Стерегущий».

Дежурство в цепи в проходе в ночь на 26 февраля катеров с судов эскадры. Среди них два минных катера с эскадренного броненосца «Цесаревич», паровой катер с эскадренного броненосца «Полтава» и минный катер с эскадренного броненосца «Пересвет».

Отражение атаки японских миноносцев на дежурные суда в проходе в ночь на 26 февраля канонерскими лодками «Отважный» и «Гиляк», а также береговыми батареями.

Итак два миноносца, под общим командованием капитана 2 ранга Теодора Эмиля Боссе вышли на разведку. Кто это такой? Ну. тоже интересная личность. Родился в семье лютеранского пастора, немца Эмиля Боссе, который служил военным дивизионным лютеранско-евангелическим проповедником при церкви Св. Елизаветы и преподавал в мужской гимназии Кронштадта. Двоюродный брат Эдуарда Теодора Боссе. А, это кто такой? Да, так... предприниматель, которому принадлежали некоторые предприятия Юзовки (Донецка). Ладно, вернулись к личности командира отряда. Веры, он естественно, лютеранской, его жена Агнесса Юльевна (естественно) тоже. В дальнейшем, муж дочери тоже... того. (Это не сегрегация, а, информация к вопросу о "Вере Царе и Отечестве"). Карьера у этого человека стремительная. Из ревизоров на канонерской лодке в старшие офицеры крейсера, потом, броненосца. В отставку ушел контр-адмиралом. После революции жил (достаточно неплохо) в Югославии, Германии, потом переехал в Ниццу. Потом уехал в Латинскую Америку, и умер в Лиме.

О нем пишут, что он являлся командиром "Решительного" (с 14 февраля 1904 года). Ну, как бы не совсем так, по документам командиром "Решительного" остается лейтенант Александр Алексеевич Корнильев, и лишь после его ранения в этом бою, он оставляет эту должность.

Возвращаемся к ходу событий. Там все было намного сложнее, ибо был еще один бой между японским 1-м дивизионом эскадренных миноносцев капитана первого ранга Асаи и русским 2-м отрядом эскадренных миноносцев капитана первого ранга Матусевича («Выносливый», «Внимательный», «Властный», «Бесстрашный»). (О нем отдельно)

Цитирую работу Ю.В. Дисканта:

"Вечером, после 19.00, из базы вышел 1-й отряд капитана второго ранга Ф. Боссе (эскадренные миноносцы «Решительный» и «Стерегущий»). Отряд должен был направиться в район островов Эллиота в поисках японских транспортных судов и крейсеров с десантом и атаковать их торпедами, избегая при этом столкновений с эскадренными миноносцами и миноносцами. Когда около 21.00 Боссе подошел к заливу Даляньвань, он заметил большой японский корабль, который принял за брандер. Первым его решением было атаковать, но в этот момент около 10 миноносцев бросились за ним в погоню. Ему удалось уйти от них только в районе островов Саньшандао, на это ушло много времени. Эскадренные миноносцы вновь направились к островам Эллиота, но было ясно, что они не дойдут туда до появления луны, свет которой помешал бы им остаться незамеченными. Поэтому Боссе принял решение возвращаться. Кроме того, он посчитал, что концентрация японских легких сил в акватории крепости говорит о готовящейся операции по блокированию входа в порт, а об этом надлежало незамедлительно доложить Макарову".

Далее идет интересующая нас информация. "Через три часа марша под прикрытием утреннего тумана, когда выяснилось, что «Стерегущий» не может развить скорость более 16 узлов, были замечены силуэты четырех кораблей". Откуда эта информация? Из доклада Боссе. В других источниках этого я не нашел.

Итак, два наших против четырех японцев. Правда, в наших источниках на горизонте маячат два неназванных крейсера… (но о них потом, после "неудобного вопроса" )

С кем столкнулся русский отряд? Указываются 4 японских контрминоносца «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно». Все верно, отряд капитана 2 ранга Цутия. Чуть-чуть смущает наличие «Акебоно», а, так это «3-й отряд истребителей миноносцев» (контрминоносцев). Кто такие?

Контрминоносцы с поэтическими названиями «Усугумо» («Облака-барашки») и «Синономе» («Утренняя заря») это «торникрофтовцы» английской постройки (Чизик). Скорость 30 узлов, вооружение пять скорострельных 57-мм пушек Гочкиса, одна 12-фунтовая (76-мм) скорострельная пушка Армстронга Марк I

«Сазанами» («Садзанами» - «Зыбь») и «Акебоно» («Рассвет») – это «Ярроу» (Поплар), те же 30 узлов, то же вооружение.

-3
-4

С нашей стороны два миноносца проекта «Ярроу» отечественной постройки и полукустарной сборки, со скоростью 25 узлов, на каждом по одной 75-мм Канэ и тремя 47-мм Гочкисами. У нас принято писать: «64 японских орудий против 4 наших».

Нет, это «нагнетание обстановки», и крейсеров (пока) никаких не было, и крейсера «Токива» и «Титосэ» находились пока еще рядом с 1-м отрядом миноносцев (после боя с нашими миноносцами).

А, вот теперь маленькая деталь, на которой обычно не заостряют внимание: крейсера были вызваны по "беспроволочному телеграфу". Да, японские миноносцы были оснащены аппаратами Marconi's Wireless Telegraph & Signal Company. А, вот теперь наивный (или не удобный) вопрос: "А, где наши аппараты им. Попова?" (вопрос, если что, риторический).

Ладно, даже без крейсеров расклад говорит в пользу того, что нужно уходить. Только вот… Как? А, вот здесь начинается "расхождение версий" между докладом Ф. (или Т.) Боссе и другими источниками. Какое? Интересное... (но об этом в следующий раз...)