Метод обобщения независимых характеристик успешно применяется многими науками гуманитарного цикла ( педагогикой, психологией, социологией и т.д) Впервые метод обобщения независимых характеристик был впервые применен в военном деле - в форме опросника по определению летных способностей, затем в индивидуальной психологии. Дальнейшее его использование было успешным во многих областях деятельности ( к примеру,; в психологии труда, а авиации, школьной педагогике, психологии чтения, социологии, социальной психологии- для изучения группы в целом со свойственными ей явлениями общественной психологии, как группового сознания и групповой деятельности, отдельных явлений ( настроений, мнений ) для выявления «фона» группы, отдельных личностей как носителей типичных или отличных свойств группы. Иногда этот метод относят к разновидности метода наблюдения.
Сущность метода обобщения независимых характеристик заключается в том, что по заранее заданной форме берется письменные отзывы ( характеристики) исследуемого объекта ( ребенка, семьи, группы, класса), затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. На основе этих сопоставлений обобщаются сведения об изучаемом человеке от максимально большого количества людей, наблюдающих за ним в разных видах деятельности, где проявляются его качества и способности. Обязательный элемент метода – сопоставление своих данных с данными других людей. Обобщение производится и по разных видам деятельности и по одному из видов деятельности индивида. При этом противопоставляется качественное обобщение собранных о личности материалов суммированию баллов. Обобщение включает в себя такие элементы, как сопоставление, сравнение, отделение главного от второстепенного, выделение характерного и повторение на фоне случайного, синтез собранного материала. Исследователи справедливо считают, что целесообразность применения данного метода заключается в том, что: * обобщение характеристик рассматривается как целостная система, а отдельные характеристики как ее подсистемы, т.к. независимые характеристики не случайные мнения, а выводы из обобщенных фактов деятельности, обобщенной разными экспертами; *метод равно пригоден для получения ответов на все три общих вопроса социальной психологии: исследование личности в группе, отдельного массовидного явления и группы в целом, ответы в плане оценки и в плане сравнения;*особенность метода в том, что возникнув в практике, данный метод стал методом научного исследования, но может применяться и в практике уже на более высоком уровне развития. Обобщаются данные, полученные в различных условиях, при изучении личности в разных видах деятельности ( учебной, производственной, общественной, спортивной , читательской и т.д.
Предназначение метода: сопоставление оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным; несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, скрытых и проявляющихся только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях; именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям.
Рассмотрим основные достоинства и недостатки метода. Основными достоинствами метода являются:* возможность обнаружить скрытые резервы личности, *выявление качеств личности, *нахождение методики решения непростых педагогических ситуаций, *объективность, * прогностический характер оценок, *сопоставление характеристик объекта в динамике, развитии.
К недостаткам метода относятся:
*субъективизм отзывов,
*ограниченное количество оцениваемых людей,
* временные искажения оценок,* ситуационные искажения,
* неравноценная компетентность оценивающих,
*необходимость привлечения дополнительных методов для конечного прогноза,
* личностные особенности экспертов.
Метод обобщения независимых характеристик может применяться в библиотерапевтической практике, в частности, в психологических службах.
Метод дает возможность с разных сторон оценить читательские и психологические проблемы.
Более подробно о методе в пособии "Методологический практикум . в 4 частях ( издательство "Директ-Медиа")
Рисунки Натальи Баевой.