Сейчас в Сочи проходят заседания Евразийского межправительственного совета и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств. Обсуждаются углубление экономической интеграции, энергетика, транспортная политика и другие вопросы взаимодействия наших стран. Россия в 2023 году председательствует в органах ЕАЭС.
Развитие партнерских отношений и взаимная торговля между участниками Союза набирают обороты и открывают с каждым годом новые перспективы — не только для наших государств, но и для будущих партнеров. Совместные усилия членов ЕАЭС позволяют выдерживать беспрецедентное внешнее давление.
Как удалось создать такой Союз четырех свобод и что это такое, как он помог странам-участникам и что ждет их дальше, рассказывает заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач.
Что удалось сделать за 9 лет работы Евразийского экономического союза
ЕАЭС — второе по уровню экономической интеграции глобальное объединение в мире. Сбалансированная наднациональная система управления и регулирования обеспечивает устойчивый рост и поддержку для всех государств внутри него.
Во время пандемии COVID-19 мировой ВВП сократился на 3,1%, совокупный ВВП ЕАЭС — на 2,6%.
В 2022 году международные организации прогнозировали сокращение совокупного ВВП Союза до 3%. А фактически он снизился до 1,6%. К такому результату привели оперативные меры стран Союза и планомерная работа по достижению четырех свобод: движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы.
Налажена системная работа по устранению барьеров во взаимной торговле: с 2016 года — 77 препятствий. К примеру, дополнительные требования Казахстана по оснащению автомобилей для грузовых и пассажирских перевозок. Или непредоставление национального режима при размещении заказов на выполнение предпроектных, проектных работ в Республике Беларусь.
Число барьеров РФ на внутреннем рынке ЕАЭС достигло исторического минимума — уже устранены последние препятствия.
Обеспечена свобода движения рабочей силы. Это означает, что приезжающим к нам из Союза людям не нужно получать разрешение на работу или оформлять патент. К ним применяется российский режим налогообложения. Как результат — число граждан стран ЕАЭС, въезжающих в Россию для работы, с 2016 по 2022 годы выросло в 2 раза. Теперь это не 0,7 млн человек, а 1,6 млн.
Выросли почти на 40% объемы денежных переводов физлицами внутри ЕАЭС: с 5,8 до 11,9 млрд $.
И увеличилось в 1,5 раза количество студентов, ежегодно приезжающих учиться в Россию из стран ЕАЭС: со 104 тысяч до 158 тысяч человек.
Сформирована сеть торговых соглашений с внешними партнерами. У ЕАЭС есть действующие соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией, Китаем. С Ираном продлено временное. В 2023 году появятся с ОАЭ и Египтом.
В статусе наблюдателя при ЕАЭС сегодня выступают 3 страны: Куба, Узбекистан, Молдавия. Узбекистан подключен к работе ЕАЭС по 4 направлениям: вопросам климатической повестки, цифровизации грузовых железнодорожных перевозок, электронной торговле, реализации проекта «Евразийский агроэкспресс».
Вот цифры, иллюстрирующие результаты работы Союза с 2015 по 2022 годы.
Товарооборот вырос почти в 2 раза: с 44,5 млрд до 83,3 млрд $. Это отражает прямой вклад интеграционных процессов и в первую очередь — устранение препятствий на внутреннем рынке Союза.
Промышленное производство выросло почти на 17% в реальном выражении. В стоимостном — на 80%: с 907 млрд до 1640 млрд $.
Удельный вес нацвалют стран ЕАЭС во взаиморасчетах увеличился на 82%. Столь высокий показатель говорит о высоком доверии к финансовой инфраструктуре Союза.
Удалось нарастить объемы товарооборота с третьими странами почти на 10%. Во многом это результат активизации контактов с Китаем, Турцией, Индией. Тренд на развитие партнерства с Азией и Ближним Востоком сохранится.
Если ЕАЭС — молодой экономический союз, то это его преимущество или слабое место и недостаточный масштаб?
Союз сегодня — это общий рынок емкостью более 184 млн человек. Он занимает 14% мировой суши и живет по единым правилам. В молодости Союза и его базовых принципах кроется сила и интеграционная гибкость: создание условий для стабильного роста экономик участников и повышения уровня жизни граждан.
Союз планомерно идет к созданию единого рынка услуг. Уже сейчас их около 60% всех производимых в Союзе. Это розничная торговля, реклама, отдельные строительные работы, ремонт, бытовые услуги. С декабря 2022 года в ЕАЭС появился перечень приоритетных направлений. В него вошли еще 117 видов: туризм, экология, консалтинг и другие. Это может приблизить к охвату в 80% от всех производимых услуг в ЕАЭС.
Ведется активная работа по созданию общего финансового рынка для обеспечения свободы движения капитала.
Здесь речь идет о:
— гармонизации законодательства стран Союза в банковской и страховой сфере, на рынке ценных бумаг;
— формировании общего биржевого пространства со свободным доступом участников рынка к торговле ценными бумагами и финансовыми инструментами;
— создании Евразийской перестраховочной компании.
Россия уже ратифицировала такое соглашение. Компания будет дополнять функционал национальных агентств по страхованию на наднациональном уровне, перестраховывая экспортные кредиты и инвестиции от предпринимательских и политических рисков в государствах Союза и третьих странах. По оценкам Евразийской комиссии, перестраховочная компания позволит увеличить товарооборот на 6 млрд $.
За 2022 год удалось подключить к системе передачи финансовых сообщений ЦБ РФ 80% банков наших партнеров в ЕАЭС. Для удобства компаний в сфере ВЭД на Московской бирже запущены торги всеми валютами стран ЕАЭС. С 2020 года на российских биржах размещено 15 выпусков облигаций эмитентов из Казахстана, Белоруссии и Армении на сумму более 165 млрд рублей.
Почти по всем видам основной продовольственной продукции уровень самообеспеченности в ЕАЭС составляет 100%. Исключение: фрукты, ягоды и продукты их переработки — около 50% в силу климатических условий. По зерну и растительным маслам — превышение внутренних потребностей почти в 1,5 раза.
В этом году ЕАЭС может достичь полного самообеспечения по мясу птицы и куриному яйцу. И около 90% — по молоку, картофелю, овощам, говядине и сахару.
Производство сельхозпродукции в ЕАЭС планомерно растет. За 2022 год — на 9,4% в сравнении с 2021-м, или на 26% — с 2015-м. Стоимостной объем вырос в 1,6 раза: со 108 млрд до 170 млрд $.
Как будет расти совокупный ВВП стран Союза с учетом договоренностей и кооперационных проектов
По нашим прогнозам на 2023 год, рост реального ВВП России составит 1,2%. Это подтверждают позитивные данные за апрель: 3,3% в годовом выражении.
По прогнозу ЕАБР от 1 июня 2023 года, наибольший прирост будет у: Армении — на 7,5%, Казахстана — на 4,3% и Киргизии — на 4,2%. Беларусь вырастет на 2,2%.
В 2022 году прогнозы МВФ и Всемирного банка на 2023 год говорили о сокращении реального ВВП Союза.
В 2024–2025 годах реальное ВВП всего Союза вырастет на 2–3% — по прогнозам МВФ, ВБ. Это связано с адаптацией экономик Союза к новым условиям. Повлияют и тренды: замедление инфляции при сохранении ее на повышенном уровне относительно последнего десятилетия; завершение циклов ужесточения денежно-кредитной политики в развитых странах; общее ослабление мировых темпов экономического роста.
Какие страны хотят войти в Союз сейчас в условиях переориентации отраслей экономики и поиска новых ключевых партнеров
Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, и на условиях, согласованных государствами-членами. Это закреплено в статье 108 Договора о ЕАЭС.
Интерес к развитию диалога с Союзом сегодня проявляют все больше стран и международных организаций.
В 2022 году суммарный объем торговли товарами стран ЕАЭС с внешними партнерами составил 923 млрд $. Это больше, чем в 2021-м, почти на 9%: тогда было около 844 млрд $.
По итогам прошлого года значительно изменилась география торговли стран Союза с внешними партнерами. Удельный вес ЕС сократился до 34,6% от объема товарооборота Союза. Доля Китая выросла до 24,7%, Турции — до 8%, Индии — до 4,3%.
В марте этого года прошел первый раунд переговоров по заключению соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и ОАЭ. Обсуждалась регуляторная часть и основные параметры по либерализации доступа на рынки. В апреле — между ЕАЭС и Индонезией. По итогам встреч обе стороны подтвердили стремление найти взаимоприемлемые решения и сохранить динамику переговорного процесса.
По планам — полноформатное соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, которое увеличит охват действующего временного и сделает его постоянным. Нарастить сотрудничество с Индией и Египтом.
Идет плотное сотрудничество ЕАЭС со странами СНГ, развивается диалог с ШОС, АСЕАН и БРИКС.
Показательно, что Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин в качестве гостя участвовал в заседании Высшего Евразийского экономического совета, а руководство ЕЭК регулярно участвует во встречах глав государств и глав правительств ШОС.
В прошлом году доля ШОС в совокупном товарообороте стран ЕАЭС с внешними партнерами составила 30% — около 280 млрд $. Сформирован банк лучших решений ШОС в сфере развития удаленных территорий. Запущена работа пула технопарков ШОС для устойчивого развития национальных экономик и повышения их глобальной конкурентоспособности. Идет обсуждение климатических проектов.
Объем товарооборота БРИКС со странами ЕАЭС без учета Беларуси по итогам 2022 года вырос на 61% в сравнении с 2021-м — 263 млрд $. Отношения ЕАЭС и БРИКС требуют большей институциализации. Оба объединения проявляют интерес к выработке общих подходов к развитию и коллегиальному решению проблем мировой экономики, поиску возможных проектов.
Страны АСЕАН для ЕАЭС — перспективные торгово-экономические партнеры. Объем товарооборота без учета Беларуси по итогам 2022 года — 24,8 млрд $. За 2015–2022 годы. он вырос почти в 1,6 раза: с 15 млрд до 24,8 млрд $.
В основе экономического взаимодействия ЕАЭС с АСЕАН — Меморандум о взаимопонимании и программы сотрудничества на 2020–2025 годы.
В каких технологических направлениях ЕАЭС обладает большим импортозамещающим потенциалом
Одной из ключевых задач и точек роста становится повышение промышленного потенциала экономик стран ЕАЭС.
В Союзе уже реализуются проекты в авиа-, автомобиле- и машиностроении, радио- и микроэлектронике, металлургии, химической и легкой промышленности. Их общая стоимость — более 270 млрд $. На этапе строительства — 64 проекта, запущены 94. Например, в России — строительно-дорожной и коммунальной техники, в Белоруссии — высокоэффективных компрессоров для бытовых холодильников и морозильников, в Киргизии — «умных счетчиков» учета электроэнергии.
ЕАЭС обладает преимуществом в производстве многих товаров, в том числе турбореактивных двигателей, сельхозмашин, различной бытовой техники, электрических проводников, товаров текстильной промышленности. Одна из сфер с большим потенциалом для кооперации — производство электрического транспорта.
На заседании ВЕЭС 25 мая этого года главы государств одобрили проект Протокола о внесении изменений в Договор о Союзе: о формировании союзного механизма поддержки промышленной кооперации. Совместным кооперационным проектам помогут льготные кредиты из бюджета ЕАЭС. На эти цели будет ежегодно выделяться 10% взимаемых ЕАЭС антидемпинговых, штрафных и компенсационных пошлин.
Войти в программу смогут проекты, в которых задействованы представители как минимум 3 стран ЕАЭС. Приоритет поддержки — высокотехнологичные отрасли. Ежегодно — до 10 проектов стоимостью 16–17 млрд рублей. На субсидирование процентных ставок промышленных кооперационных проектов в следующем году пойдет 1,7 млрд рублей.
Уже сейчас ЕЭК совместно с ТПП и бизнесом прорабатывает список таких проектов с Евразийской экономической комиссией. В их числе — совместное производство лекарств в Армении, шин в Белоруссии, удобрений в Казахстане, лесозаготовительной техники в России, строительство текстильно-швейного кластера в Киргизии и др.
Как введение цифровой маркировки товаров влияет на рынок контрафакта в пространстве ЕАЭС
Сотрудники Южного таможенного управления ФТС России в 2022 году выявили 4,6 млн контрафактных товаров, что в 2,9 раза больше показателя 2021 года. В основном — товары легкой промышленности.
Сейчас в странах ЕАЭС маркировкой товаров для прослеживаемости и защиты прав потребителей охвачены: молоко и молочная продукция; лекарства; табак; алкоголь; товары легкой промышленности; обувь; шубы; духи и туалетная вода; шины и покрышки, фотоаппараты и лампы-вспышки.
Планируется расширять список маркируемой продукции по завершенным пилотным проектам: БАДы, антисептики, кресла-коляски. Сейчас в работе — медицинские изделия, икра осетровых и лососевых рыб, безалкогольные напитки.
В Узбекистане маркировкой обеспечиваются табачные изделия, алкоголь, пиво, лекарства, бытовая техника, вода и прохладительные напитки. С 1 июля этого года начинается обязательная маркировка первой группы товаров: соков, газированной и негазированной воды и напитков. С 1 августа 2024 года — второй группы: вода и прохладительные напитки в металлической таре.
Для Узбекистана перспективный интерес в маркировке представляют хлопчатобумажная пряжа и готовые изделия из хлопка. Налаженные кооперационные связи между производителями текстильной продукции стран ЕАЭС и Узбекистана включают более 450 производителей хлопчатобумажных пряжи, тканей и трикотажных полотен.
В целом в ЕАЭС идет процесс интеграции национальных товарных знаков и систем маркировки товаров в единую систему цифровой маркировки как важного элемента будущей системы товарной прослеживаемости. Это поможет легальному обороту на общем товарном рынке Союза.
Будет ли расти товарооборот стран ЕАЭС с Ираном и в чем интерес исламских партнеров
Взаимная торговля ЕАЭС с Ираном с момента создания Союза существенно увеличилась. За 2015–2022 годы товарооборот вырос в 2,7 раза — до 6,15 млрд $.
Экспорт в Иран увеличился в 2,4 раза — до 4,19 млрд $, импорт в 3,5 раза — до 1,96 млрд $.
Расширение внешнеэкономических связей будет идти дальше, в том числе на основе будущего запуска полноформатной зоны свободной торговли с Ираном, развития транспортно-логистической и инфраструктурных возможностей МТК «Север-Юг».
Экспертное сообщество прогнозирует к 2030 году рост экспорта России в Иран в 1,5 раза, импорта — в 1,4 раза.
В 1,4 раза вырастут экспортные поставки в Иран продовольственных товаров и сельхозсырья — до 4,7 млрд $. В 2,7 раза — древесины и изделий из нее: 0,16 млрд $. В 1,5 раза — машин и оборудования: 0,16 млрд $.
Из Ирана к нам увеличатся в 2,4 раза поставки машин и оборудования — до 0,2 млрд $. В 2,6 раза — продукции химической промышленности: до 0,4 млрд $;, в 2,3 раза — рыбы: до 0,17 млрд $.
Такой прогноз иллюстрирует интерес Ирана к рынкам России и ЕАЭС и в целом отражает мировой тренд на регионализацию торговли.
С какими странами Африки идет работа по сопряжению транспортных коридоров с логистическими маршрутами и какие это проекты
С 2030 года центр мирового демографического роста переместится в Африку, где темпы прироста населения — уже самые высокие в мире. К 2050 году это будет более 2,5 млрд человек.
Ключевая проблема — дефицит транспортной инфраструктуры. Около 90% торговли континента происходит морем. Наилучшее обеспечение транспортом у стран — в крайних точках континента, привязанных к международным судоходным маршрутам.
Сейчас идет изучение инфраструктурных возможностей портов африканских стран, в том числе с точки зрения сопряжения с нашими решениями по развитию МТК «Север — Юг». Это кратчайшее расстояние перевозок грузов, предназначенных для Южной Азии, Восточной Африки, Ближнего Востока. МТК позволит в 3 раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию. Из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал грузы едут от 30 до 45 дней, по коридору «Север — Юг» — около 10.
Сама инфраструктура МТК «Север — Юг» сейчас активно развивается. Завершить создание Западной ветки коридора поможет строительство последнего участка железной дороги Решт — Астара, соединяющей Иран и Азербайджан. С прошлого года полносоставные контейнерные поезда идут из России в Индию по восточной ветке сухопутного коридора «Север — Юг», которая проходит через Туркмению и Казахстан. Будем развивать поставки через иранский порт на берегу Персидского залива Бандар-Аббас.
В конце июля в Санкт-Петербурге пройдет форум «Россия — Африка», где этот вопрос будет предметно обсуждаться.
Каких результатов ждем от Союза к 2030 году
Если грамотно и последовательно реализовывать наш интеграционный потенциал, то к 2030 году сможем увеличить удельный вес ЕАЭС в мировом ВВП в текущих ценах с 2,5 до 4% мирового ВВП. В мировом ВВП по ППС — с 6 до 9%. Увеличим почти в 2 раза показатели взаимной торговли — с 83,3 млрд до 145 млрд $. Торговлю с внешними партнерами возможно нарастить в 1,3 раза — с 0,9 трлн до 1,2 трлн $. Накопленные инвестиции в ЕАЭС могут вырасти в 2 раза — с 24,5 млрд до 49 млрд $ за 2022–2030 годы.
Но для таких результатов нужно повысить координацию отраслевых политик, добиться полной ликвидации отдельных препятствий на союзном рынке и максимизировать преимущества, которые получают от ЕАЭС граждане наших стран: сделать акцент в развитии на «человеческом» измерении интеграции.