Анкетирование - разновидность метода опроса. Это самостоятельный междисциплинарный метод. Основа метода - разработка специального
письменного документа - опросника, который предлагается респондентам.
Предназначение метода - анонимное выявление мнений по поводу того или иного явления или факта, интересующего исследователя. Для проведения анкетирования необходимо организовать его таким образом, чтобы для респондентов была создана наиболее благоприятная, комфортная, спокойная, вызывающая доверие обстановка.
Анкетирование дает ответ на вопрос: что думают респонденты по поводу фактов и явлений преимущественно в структурированном виде. Но этот метод не дает ответа на вопросы: что, как, когда и почему происходит в реальной действительности.
Достоинства метода анкетирования: · возможность быстрого выявления мнений большого количества респондентов, анонимность, небольшое количество времени, затраченное респондентом на заполнение вопросника, несложная обработка данных. Кроме того, метод всегда считали сравнительно недорогим. Основной инструмент - заранее разработанная анкета. Она состоит из трех частей. Анкета всегда начинается с вводной части, содержащей приглашение к исследованию и инструкцию по заполнению анкеты. В инструкции оговаривается, какие ответы на вопросы необходимо обвести кружком ( или подчеркнуть), как высказать свое мнение в свободной форме в открытых вопросах. Вторая часть анкеты - основная. Основная часть анкеты представляет собой вопросник, отражающий тему исследования. Вопросы необходимо задавать в логической последовательности от простого к сложному. Вопросы анкеты должны быть сформулированы предельно ясно и четко, в доступной для респондента форме, без использования иностранных слов и специальной терминологии, не допускать двоякого толкования. Третья часть - заключительная называется «паспортичкой». В этой части отражаются основные социально-демографические данные респондента, интересующие исследователя, в обобщенном виде. Анкета не дает индивидуальных сведений о респонденте, но дает возможность собрать необходимую информацию о выборке в целом. Поэтому, чрезвычайно важно четко определить объем репрезентативной выборки, отражающей генеральную совокупность. К методу анкетирования и самой анкете предъявляется довольно строгие требования и правила , игнорирование которых сводит на "нет" усилия исследователя. Например, нельзя включать большое количество вопросов. Их должно быть не больше 7-10. Из них открытых вопросов - не более 2. Нельзя предлагать высказать мнение о нескольких событиях одновременно. Вопрос должен быть понятен "самому глупому" респонденту и ряд других.
Кратко об основных группах вопросов. По форме ответов на поставленные вопросы, последние подразделяются на: закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытый вопрос предусматривает наиболее полный набор вариантов ответов, из которых респондент выбирает соответствующий, или соответствующие его мнению. Таким образом, закрытые вопросы позволяют получить стандартизированную информацию, легко поддающуюся обработке, как ручной, так и компьютерной. Закрытые вопросы, в свою очередь, подразделяются на: вопросы дихотомические, вопросы альтернативные, вопросы веерные или вопросы меню, шкальные.
Существует ряд правил формулирования возможных вариантов ответов на закрытый вопрос.
Правило 1. Список возможных вариантов ответов должен быть максимально исчерпывающим.
Правило 2. Варианты ответов должны быть однопорядковыми, в соответствии с одним классификационным основанием.
Правило 3. Варианты ответов должны взаимоисключать друг друга. Правило 4. Варианты ответов должны быть точными и в совокупности отражать единое целое.
Правило 5. При формулировке вопроса необходимо избегать давления на респондента, навязывания ему ответа, удобного исследователю. Правило.6.Необходимо исключить логическое несоответствие между формулировкой вопроса и шкалой измерения.
Правило 7. Определить не превышает ли вопрос возможностей памяти и компетентности респондента, не вызовет ли отрицательных эмоций или неприятных ассоциаций.
Правило 8.Четкое объяснение техники заполнения ответов на вопросы. Правило 9. Избегать повторяемости однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондентов.
Следует помнить и о недостатках анкетирования. К ним относятся: · незнание исследователем ситуации, в которой респондент будет отвечать на вопросы; невозможность установления непосредственного контакта с респондентом; проблема возврата анкет; проблема полноты заполнения анкеты; трудности контролирования надежности полученных данных; стандартизированность выборки, не учитывающая динамику психологического состояния респондента; трудность перевода содержания гипотезы в контекст вопросов анкеты; эффекты «излучения или эха», монотонности, стереотипности ответов; проблема компетентности респондента; методические ошибки; привлечение дополнительных методов для обработки ответов на открытые вопросы. Более подробно об этом и других научных методах в пособии "Методологический практикум" в 4 частях( издательство "Директ-Медиа".
Рисунки Натальи Баевой.