Четверг, 08 июня - «Крымская газета».
Заданный азимут определён, и из небольшой установки с сумасшедшим грохотом в облако вылетает 12 ракет. Так работает ГУП РК «Крымская противоградовая служба», защищая урожай наших аграриев от града.
ПО НАВОДКЕ
Благодаря работе предприятия только в прошлом году удалось спасти сельхозпродукцию на 1,5 миллиарда рублей.
– Мы заключили около 30 договоров с сельхозпредприятиями и аграриями Крыма. Это более четырёх тысяч гектаров садов, виноградников и посевов в Кировском, Нижнегорском, Красногвардейском, Бахчисарайском, Белогорском, Сакском районах, – рассказывает гендиректор Крымской противоградовой службы Валерий Коваленко.
По его словам, самый тяжёлый период для аграриев республики – это май, июнь и первая половина июля. В этот период чаще всего выпадают осадки в виде града. Например, с 24 по 27 мая, активно защищая территорию, занятую под сельхозкультурами, израсходовали больше сотни противоградовых ракет. В итоге урожай не пострадал.
ВОТ ТАКАЯ ПИРОТЕХНИКА
Один из пунктов воздействия на облака – место, где стоят установки для запуска ракет – расположен в селе Первомайском Кировского района. В глубине полей – небольшая огороженная территория с предупреждающей табличкой «Запретная зона». Здесь стоят два комплекса для запуска ракет, которые не носят боевой характер, так как подпадают под классификацию «Пиротехнические изделия». Именно так выглядят и другие места воздействия Крымской противоградовой службы, которых насчитывается восемь по всему Крыму.
– Ракета летит и распыляет йодистое серебро. Дальность её полёта составляет 10 км. Мы не просто стреляем по облакам, высота выбирается в зависимости от того, куда нам нужно попасть. При распылении серебро связывает воду и превращает её в мелкий град. Он настолько мелкий, что, долетая до земли, превращается в воду, – поясняет Валерий Коваленко.
У противоградовой службы Крыма есть и мобильные установки – ГЛА-105, которые на предприятии ласково называют «глашки». Их транспортируют для защиты сельхозугодий в места, куда не может достать стационарная установка. Заряд для «глашек» такой же – йодистое серебро, но только в меньшем количестве. Если ракеты, выпущенные из стационарной установки, могут лететь ввысь до 10 км, то из мобильной – всего до 200 метров.
Кроме работы на угодьях аграриев, противоградовая служба выполняет важную социальную нагрузку – защищает от града дома и огороды крымчан. Вся эта территория составляет около 150 тысяч гектаров.
– Мы защищаем сёла, приусадебные участки, здания и сооружения, социальные объекты. Ведь, защищая даже одно сельхозпредприятие, мы работаем на облако, которое несёт беду всем, – говорит гендиректор.
Он рассказывает, что стоимость их услуги зависит от особенности каждого предприятия, от его месторасположения и количества земель.
– Есть зоны, которые мы не можем обрабатывать. Например, если аэродром рядом. Мы не можем также работать в сторону городов и больших населённых пунктов, только рядом с ними, – подчёркивает Валерий Коваленко.
Стоимость договоров, по которым урожай сельхозпредприятий будет защищён от града с 1 мая по 30 октября, рассчитывается из стоимости необходимого количества ракет и мониторинга. Так, одна ракета из стационарной установки стоит 32 тысячи рублей, а из мобильной – 6 тысяч. Именно по такой цене они и приобретаются, так что наценки для аграриев нет никакой. Что касается мониторинга, то цена будет варьироваться от одной до полутора тысяч рублей за гектар.
ОБЛАКО В РАЗРЕЗЕ
Мозг Крымской противоградовой службы, он же командный пункт, где работают инженеры и аналитики, которые принимают решения об обстреле облаков, находится здесь же, в Кировском районе, в селе Золотое Поле. С помощью радиолокационных станций в режиме реального времени здесь отслеживают погоду, прогнозируют возможные места сильных осадков и, конечно же, града.
– Автоматическое управление радиолокационной станции позволяет нам через каждые 3 минуты 5 секунд видеть метеообстановку, которая возникает над Крымом. Видите весь Крымский полуостров на экране – от Черноморского до Керчи. Мы обозреваем пространство в радиусе 200 км. На данный момент по обзору, который поступил, у нас всё чисто. Ни одного облака, ни одной угрозы, – указывает на большой экран с картой полуострова инженер первой категории группы воздействия Кировской производственной базы ГУП «Крымская противоградовая служба» Валерий Наумкин.
А ещё он показывает необыкновенную картинку – облако в разрезе. Вот его высота – 9,6 км, температура и слой капель…
– Я по профессии инженер-метеоролог, работаю здесь с 1986 года, – рассказывает о себе Валерий Наумкин. – Моя задача заключается в том, чтобы организовать процесс воздействия на градовые и предградовые облака с целью предотвращения и прерывания града на защищаемой территории. Воздействие на град – это ещё советская методика, разработанная в Высокогорном геофизическом институте, которая является одной из передовых технологий в мире.
По словам специалиста, крайне важно постоянно следить за облаками, так как градовая частица растёт очень быстро. Она вырастает от одного миллиметра до двух-трёх сантиметров всего за шесть-восемь минут.
– Облаков очень много, поэтому мы должны выбрать именно градовые. Но предсказать, какое облако превратится в градовое – это очень сложная задача. Предварительно дают прогноз нам из метеорологической службы. Они предупреждают, что град будет, но не дают точное время и место, – отмечает специалист.
Ведущий инженер по активным воздействиям Алла Бондаренко трудится в Крымской противоградовой службе фактически с её истоков, с 1968 года. Она вспоминает о трудных 2010 – 2014 годах, тогда приходилось работать из Крыма в основном с Херсонской областью и Запорожской, а также частично с Днепропетровском. После того как службу восстановили, защита от града появилась и для крымских аграриев.
– 27 мая мы защищали хозяйства в Нижнегорском районе. Но хочу сказать, что эффективность работы в этом районе была бы значительно выше и надёжнее, если бы там у нас был ещё один пункт. Дело в том, что над пунктом воздействия образуется мёртвая зона в радиусе четырёх километров. Из-за этого некоторые хозяйства и находятся в этой самой мёртвой зоне, – поясняет Алла Бондаренко.
И добавляет, что если в Нижнегорском районе появится ещё один пункт воздействия, то он сможет перекрыть мёртвую зону и урожай аграриев района будет полностью защищён от града. А всего для Крыма необходимо 48 пунктов. Тогда каждый клочок сельскохозяйственной земли будет под надёжной защитой.
Ирина ГУЛИВАТАЯ