Найти в Дзене
Октагон.Медиа

Россия пересаживается с нефтяной иглы на китайскую

Оглавление
Фото: ALEX PLAVEVSKI/EPA/TASS
Фото: ALEX PLAVEVSKI/EPA/TASS

Разворот российской экономики на Восток многие участники рынка встретили с эйфорией, но не все из них оценивают риски, которые могут возникнуть в будущем. Переговоры о сотрудничестве сейчас ведутся только с малым и средним бизнесом Китая – крупный взял паузу в ожидании развития событий в зоне спецоперации. Одна из главных интриг – сохранит ли Россия свой металлургический суверенитет или пустит китайских собственников на стратегический рынок.

Китайские компании проявляют повышенный интерес к российским предприятиям. По данным «Октагона», речь идёт не только об инвестициях в экономику РФ, но и о недружественном поглощении и устранении конкурентов в тех сферах, где Россия до недавнего времени лидировала. По мнению экспертов, наша страна оперативно меняет европейскую нефтегазовую иглу на технологическую китайскую, и в ближайшее время зависимость от Поднебесной лишь увеличится.

На смену западным товарам и производителям в Россию продолжают приходить китайские. В январе – мае 2023 года товарооборот между РФ и Китаем вырос на 41 процент – до 93,8 млрд долларов, сообщило Главное таможенное управление КНР. При этом экспорт из Китая в Россию увеличился в этот период на 75,6 процента – до 42,95 млрд долларов – по сравнению с пятью первыми месяцами 2022 года.

По итогам прошлого года Китай стал главным торговым партнёром РФ, обеспечив более 40 процентов импорта.

Как подсчитал Институт стран с переходной экономикой при Банке Финляндии, Россия стала вторым после Северной Кореи государством по степени зависимости от КНР. И этот тренд будет усиливаться, считают аналитики.

В первую очередь имеются в виду потребительские товары и технологии, необходимые для собственного производства. Но китайским компаниям интересно не столько увеличение торговых поставок, сколько интервенция в российскую экономику. В том числе поглощение отечественных предприятий.

Не в дружбу, а в пользу

Традиционно интересы Китая в России были сосредоточены в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. В новых условиях сотрудничество расширилось. В частности, китайский автопром активно осваивает российский рынок, отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Отчасти это реализуется через инвестиции китайских компаний в предприятия с ушедшими иностранными партнёрами: на бывшем заводе Renault в Москве собирают «Москвич 3», на калининградском предприятии «Автотор» вместо корейской Kia производят китайские автомобили Kaiyi. Кроме того, китайские автопроизводители приходят в Россию не только как стратегические инвесторы, но и как экспортёры.

Владельцы машин из КНР жалуются на проблемы с запчастями

– Сейчас для России это безусловный плюс, так как позволяет начать восстанавливать объёмы резко сократившегося внутреннего рынка, производства (в случае сборочных производств) и сохранить занятость. Тем не менее в среднесрочном плане встанет вопрос углубления локализации производства в России и конкурентоспособности российских производителей на внутреннем рынке по сравнению с импортом автомобилей из того же Китая, – подчёркивает Ольга Беленькая.

Сборка автомобиля на заводе «Москвич». Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Сборка автомобиля на заводе «Москвич». Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

В российском автопроме, если верить недавно принятой стратегии развития, слишком много технологических платформ – 56, говорит кандидат политических наук, политолог Антон Чаблин. Среди них есть как европейские, так и японские, корейские и китайские. Российским автозаводам невыгодно создавать собственные модели: технологическая зависимость сложилась давно, и она труднопреодолима, так как даже собственных комплектующих – форсунок, колец поршня, клапанов, – по словам собеседника издания, в России нет.

«Таким образом, сейчас в автопроме, как и во многих других отраслях, – дилемма: либо пустить крупного технологического партнёра (тот же Китай), чтобы быстро заполнить опустевший рынок, либо долго и мучительно добиваться импортозамещения. А потребители будут ждать, пока на рынке будет дефицит автомобилей, бытовой техники, электроники».
Антон Чаблин, кандидат политических наук, политолог

В то же время ситуация на авторынке максимально показательна для прояснения экономических отношений между Россией и КНР, считает эксперт по Китаю, член генерального совета Российско-азиатского союза промышленников и производителей, учредитель Института мозговых центров Шёлкового Пути Синьцзян-Уйгурского автономного района Максим Спасский. По его мнению, вклад китайцев в российский автопром весом лишь благодаря своему объёму, но не качеству.

– Китай занимает освободившуюся долю рынка такими марками, как Haval, Chery, Geely, но это не самые популярные в самом Китае бренды. А, например, BYD на российский рынок не идёт – у него и так хорошие продажи как в Китае, так и по всему миру. Эта марка собирается выходить на биржу, а торговля с Россией чревата вторичными санкциями. Есть ещё ряд марок, которые нам могли бы быть интересны, но не будут доступны, – поясняет Максим Спасский.

Он добавляет, что в настоящее время основные инвесторы в российскую экономику – жители северных провинций, уже давно перебравшиеся в Россию. Они представляют собой малый и средний бизнес. Крупный же находится в ожидании развития событий на украинском фронте. В целом, если перед ним будет стоять выбор между США и Россией, он выберет США, с которыми торговые обороты больше, уверен эксперт.

«Если китайцы могут чем-то воспользоваться в своих интересах, они обязательно этим воспользуются. Про дружбу можно вспоминать на официальных мероприятиях, но фактически она ничего не решает. Сейчас, например, Китай покупает газ у Туркмении. У российских нефтяных компаний в итоге возникнут проблемы, и тогда Китай “протянет свою руку помощи” и выкупит их контракты или даже доли, использовав ситуацию».
Максим Спасский, эксперт по Китаю, член генерального совета Российско-азиатского союза промышленников и производителей, учредитель Института мозговых центров Шёлкового Пути Синьцзян-Уйгурского автономного района

Уравновесить технологическое проникновение КНР на российский рынок могла бы интеграция с другими дружественными странами – Ираном, Турцией, Индией, на которые, полагает собеседник, стоит ориентироваться.

– Сейчас отношения с Китаем воспринимаются многими с эйфорией, без какого-либо ощущения рисков в будущем. Однако развитие экономических отношений со временем может привести к конкуренции, не говоря уже о том, что и геополитические интересы союзников со временем могут меняться, – резюмирует Ольга Беленькая.

Поэтому, убеждена она, необходима определённая осторожность при оценке допуска китайских компаний в стратегически значимые отрасли экономики. С другой стороны, пока в отношении производства, например, полупроводников и микроэлектроники у российских предприятий не осталось особого выбора, кроме сотрудничества с Китаем.

Битва титанов

Летом прошлого года Минцифры распространило среди российских ведомств доклад, в котором шла речь о рисках в связи с возрастанием зависимости от Китая в поставках технологий, писал Bloomberg со ссылкой на собственные источники. В нём также говорилось о том, что стороны проводят переговоры об увеличении китайских производственных мощностей на территории РФ и инвестиций в российскую промышленность.

Одним из проявлений этого интереса стали планы представителей КНР по посещению Верхнесалдинского городского округа Свердловской области, в котором расположены основные производственные мощности крупнейшего мирового производителя титана – ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма». Официальные лица Китая начали подготовку официального визита, в том числе на совместное предприятие с корпорацией Boeing.

По сведениям источников издания, китайцев интересуют в том числе потенциальные инвестиционные площадки для развития как совместного с российскими партнёрами бизнеса, так и собственного. Ожидается, что о предварительно достигнутых договорённостях стороны заявят в рамках запланированного на 10–13 июля 2023 года VII Российско-Китайского Экспо.

Производство титановых сплавов на предприятии «Корпорация ВСМПО-Ависма» в Свердловской области. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Производство титановых сплавов на предприятии «Корпорация ВСМПО-Ависма» в Свердловской области. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Одной из главных интриг переговоров является наличие или отсутствие договорённостей по расширению сотрудничества китайской стороны с ВСМПО. Корпорация – один из главных конкурентов производителей из КНР на мировом рынке. Поднебесная обладает самыми большими на планете запасами титановой руды и десятками предприятий по производству титановых листов, прутков, проволоки, штамповки и другой продукции.

Однако по многим параметрам российский производитель продолжает опережать конкурентов из Китая. Более высокое качество продукции позволяло ВСМПО долгие годы оставаться ключевым поставщиком для Boeing и Airbus. Продукция российской корпорации также активно используется и в китайском самолётостроении. Для преодоления отставания китайские промышленники активно привлекали на свои заводы российских специалистов. В последние годы их особенно интересовали отечественные наработки в сфере проката.

Airbus не сможет долго летать на запасах титана

Несмотря на общероссийский разворот на Восток, конкуренция на рынке титана не прекратится. Она может приобрести различные формы, вплоть до попыток войти в состав собственников ВСМПО. В то же время промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что шансов для недружественного поглощения корпорации у Китая практически нет.

– Правительство нашей страны точно не одобрит такого рода сделку, да и взять и заполучить её они попросту не смогут – у них нет соответствующих рычагов. Им всё-таки проще договариваться с «ВСМПО-Ависма» о закупке у неё титановой губки, слитков и полуфабрикатов или же договориться о механической обработке титановых деталей для авиастроения и иных отраслей, – заключает эксперт.

✏️Анна Котолуп

🅾️Все материалы: octagon.media