Найти тему
Unusual History

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Для многих людей на планете земля туризм является неотъемлемой частью процесса культурного обмена и взаимодействия с большим количеством представителей внешнего мира.

Возможности туризма – безграничны. Во многом они помогают практически каждому человеку воочию познакомится с самобытной культурой различных стран и государств, духовно обогатить себя и свою личность, а также узнать о большом количестве интересных и замечательных вещей, находящихся в окружающем мире.

Экотуризм в Канаде.
Экотуризм в Канаде.

До наших дней туризм практически растерял свой «истинный» облик, однако, вместо него, благодаря процессу глобализации, веку технологий и информации он смог приобрести нечто другое…

В нынешнем повседневном представлении человека под словом туризм понимается временный выезд человека за пределы его обычной «среды обитания» с целью отдыха, изучения окружающей действительности, пополнения информации о внешнем мире и т.д., без ведения в месте прибытия профессиональной рабочей деятельности.

Безусловно, сам туристический бизнес был бы не возможен, без четкой и грамотно выстроенной индустрии, именуемой туристическим бизнесом, который на сегодняшний день наводнён по всему миру, буквально, сотнями тысяч туристических компаний «разного калибра», в той или иной мере оказывающих различные услуги пребывающим или потенциальным туристам.

Но с чего же всё-таки началось такое явление как туризм?

Иллюстрация быта древних шумеров. Аккадская империя, около 6000 лет до н.э.
Иллюстрация быта древних шумеров. Аккадская империя, около 6000 лет до н.э.

Ещё в самой древней цивилизации на земле - Аккадской империи, существовавшей около 6000 лет назад до н.э. процветали самые первые «ростки» культуры путешествий.

Как правило, в большинстве случаев побудительным мотивом к их осуществлению служило языческое паломничество по различным «божественным» местам.

Находки, сделанные при «эксгумации культурного слоя» в таких городах-государствах того времени, как: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса только подтверждают наличие в них: религиозных храмов; священных мест для жертвоприношения и поклонения; единого пантеона богов «Древней месопотамской религии», а также различных письменных источников, настенных фресок и изображений. Всё это и многое другое говорит нам о том, что уже на тот момент культура путешествий с точки зрения религиозного паломничества была активно развита.

Фотография храма Аполлона в Дельфах. Одно из главных мест паломничества в античном мире.
Фотография храма Аполлона в Дельфах. Одно из главных мест паломничества в античном мире.

Помимо всего прочего, стоит отметить, что само по себе такое туристическое веяние, как паломничество, перенеслось и на другие, более поздние цивилизации несмотря на смену флагов, устоев, божественных пантеонов и географического положения.

Например, если попробовать взглянуть на эпоху античности, в большинстве своём представленной цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима, то окажется, что культура более ранних путешествий, привитая паломничеством, практически не изменилась.

Разница заключалась только лишь в том, что за редким исключением путешествия помимо религиозного базиса стали включать в себя и научно-просветительские основы.

Во многом именно благодаря таким «редким» путешествиям усилиями великих «светил» тех лет и получили своё зарождение и развитие большинство таких наук, как: история; философия; лингвистика; военное дело; медицина; химия; физика; математика и т.д.

Фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура Ватиканского дворца.
Фреска работы Рафаэля Санти в Станца делла Сеньятура Ватиканского дворца.

Всё эти открытия были бы попросту невозможны без глубинного взгляда в прошлое с помощью возврата к цивилизационным истокам мироздания, процессу обмена и передаче опыта, а также культурному стиранию границ.

Современник того временного периода, древнегреческий историк Геродот так описывал сложившуюся ситуацию:

Каждый год мы за большие деньги снаряжаем корабли и отправляем их в опасное плавание к берегам Африки, затем только чтобы спросить: «Кто вы? Каковы ваши законы? На каком языке вы говорите? Почему же вы сами никогда не отправляете корабли, чтобы расспросить нас о том же?».

Века сменялись веками. На смену античности «под картой авраамических религий» прорвалась эпоха средних веков, которая на долгие столетия ознаменовала кризис и стагнацию в общественно-политической жизни европейской цивилизации, в том числе и в сфере культуры путешествий.

Только лишь благодаря крупному античному наследию, выраженному в: развитой инфраструктуре городов; качественных и протяжённых дорогах, удобно располагающихся постоялых дворах и тавернах, архитектурным стилям, плавно перетёкшим в ранние христианские постройки и т.д., удалось сохранить, чтобы затем, сквозь «тысячелетнюю реку времён» спасти и в будущем «приумножить» упадок средневековой цивилизации.

Гравюра, изображающая сожжение варварами Александрийской библиотеки - символа всех культурно-научных знаний, накопленных в античности.
Гравюра, изображающая сожжение варварами Александрийской библиотеки - символа всех культурно-научных знаний, накопленных в античности.

Но действительно ли всё было так плохо?

В средние века мотивы совершать путешествия практически никак не изменились со времён античности, несмотря на смену устоев, границ, Богов и их «Божественных пантеонов», а также появления новых религий.

Постепенно в это время культура религиозных путешествий приобрела массовый характер.

Так, именно благодаря привитой идее «духовного очищения», миллионы людей со всего света стремились попасть к различным христианским, мусульманским и иудейским святыням того времени.

Говоря же о туризме, как об объекте, сосредоточившим в себе привычное понимание путешествия и отдыха, то в средневековые времена из-за несовершенства феодального уклада общества, а также прикрепления большей части людей к обрабатываемой ими земле для своего феодала, позволить себе различные внутренние, а тем более внешние путешествия могли лишь немногие люди - знатные представители самых высоких каст и сословий.

Гравюра, демонстрирующая паломников идущих по Святой земле под защитой крестоносцев.
Гравюра, демонстрирующая паломников идущих по Святой земле под защитой крестоносцев.

С приходом Нового времени и наступления эпохи Возрождения ситуация кардинально изменилась.

Благодаря таким переменам в большинстве странах Европы, как: смена феодального уклада общества на буржуазный; отмена крепостного права; открытие Нового света, а также расширению и развитию рыночных и политических свобод, так называемая «туристическая отрасль» того времени смогла получить совершенно новый виток развития.

Теперь желания обычного человека путешествовать не могли закрепощаться из-за прихотей хозяина-феодала.

Теперь всё, как и у людей на сегодняшний момент времени определял уровень благосостояния, само желание странствовать, познавать нечто новое и удивительное.

Картина Джованни Каналетто "Венеция", XVII век.
Картина Джованни Каналетто "Венеция", XVII век.

Получается, что в тот момент, за счёт роста уровня благосостояния населения, наиболее преуспевающие слои смогли получить возможность совершать путешествия совершенно разного толка и познавать большую часть известного на тот момент цивилизованного мира.

Во времена Новейшего времени, характеризующегося дальнейшим развитием тесных международных политэкономических связей, а также появлением кардинально новых средств логистики, транспорта, инфраструктуры и обслуживания, туризм окончательно приобрел массовый характер и нарисовал свои очертания в привычном для человека XXI века виде.

Благодаря внедрению только одних специальных бюро путешествий начался невероятный рост появления и развития различных туристических компаний, которые развивали свою деятельность по всему миру, в плоть до самых удалённых уголков на нашей планете.

В настоящий момент туризм представляет из себя настоящий комплекс самых разных видов и услуг, начиная от обычного отдыха в «заповедной солнечной стране» и заканчивая полётом в космос на Международную космическую станцию.

Спасибо за внимание!