Найти тему

Трудно поверить, но автор этой картины с рыбками - Клод Моне! Ради нее начинаю новую еженедельную рубрику

Натюрморт до сих пор не попадал в центр внимания канала. Клод Моне - последний, о ком бы мы подумали, когда речь идет об этом жанре и картинах с изображением группы плодов и дичи, цветов, разных предметов повседневности... В основном этот художник-импрессионист известен нам своими чудесными пейзажами. Но вот мне попалась эта замечательная работа, единственная в своем роде, и я решила в честь нее каждую неделю по четвергам публиковать натюрморты с рыбками! Назовем рубрику "Четверг - рыбный день")))

Клод Моне (1840 - 1926) Красная кефаль, ок.1870 года. Гарвардский музей искусств
Клод Моне (1840 - 1926) Красная кефаль, ок.1870 года. Гарвардский музей искусств

Импрессионисты отходили от традиционных техник, они хотели писать цвета и образы не так, как их учили, а так, как они видятся, с использованием мерцающих пятен света, цвета в тенях, с размытым очертанием предметов. На самом деле в период создания этой картины импрессионисты, в том числе и Моне, экспериментировали с натюрмортами. Давайте взглянем на несколько его работ из музея Орсе в Париже:

"Натюрморт с фазаном", 1861 год. В прямом смысле слова natura morta - мертвая природа, вполне традиционный по содержанию и форме still-life.
"Натюрморт с фазаном", 1861 год. В прямом смысле слова natura morta - мертвая природа, вполне традиционный по содержанию и форме still-life.

и вот работа более поздняя:

"Хризантемы", 1878 год
"Хризантемы", 1878 год

По-моему, разница колоссальная, художник основательно пересмотрел свой взгляд на этот жанр.

Вернемся к рыбкам, я думаю, что эта работа одинаково далека от традиционных сюжетов голландских натюрмортов и от композиций с цветами французских романтиков, например Эжена Делакруа.

На мой взгляд эти рыбки Моне ближе к узорам на античной керамической посуде

примерно 4 в. до н.э.
примерно 4 в. до н.э.

Обратите внимание, что рыбки здесь "украшены" пунктиром - вот такая связь между искусством древности и современности, художники старались передать блеск чешуи в силу своих умений.

А еще ближе они к... японской графике.

Утагава Хиросигэ (1797–1858) Из серии "Большие рыбы". Цветная ксилография
Утагава Хиросигэ (1797–1858) Из серии "Большие рыбы". Цветная ксилография

Выставки японского искусства в XIX веке действительно поразили французских художников. Многие из них, в том числе Моне, начали коллекционировать японские гравюры. Считается, что направление "Укиё-э", что с японского переводится как "плывущий мир" - то есть изображения изменчивого мира, повлияло на импрессионистов. Сам принцип - мыслить не вечными категориями, а изменчивыми, и наслаждаться мимолетностью земной жизни, оказался для искусства импрессионистов основополагающим - ведь их цель уловить впечатление (impression) здесь и сейчас и постараться его запечатлеть.

Надеюсь, вам понравились произведения искусства, ведь на этом канале они главные герои!