Найти тему
На берегах Терека

УНИЧТОЖЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОГО АУЛА АЛХАН-ЮРТ 8 ИЮЛЯ 1785 ГОДА. МНЕНИЕ КНЯЗЯ Г.А.ПОТЁМКИНА О ПРОСЧЁТАХ НА КАВКАЗЕ И ДОСТОИНСТВАХ ШЕЙХА МАНСУРА

ПРОДОЛЖЕНИЕ

В экспедиции к селению Алды должен был принять участие и отряд под командованием бригадира графа С.С.Апраксина, уже несколько лет прослужившего в Астраханском драгунском полку. Получив приказ от генерала А.А.Леонтьева 6 июля он вскоре вышел к хорошо известной переправе на реке Сунжа и вопреки уверениям местного проводника расстояние чуть больше 20 километров преодолел за гораздо большее время, чем изначально предполагалось. Отряд правительственных войск прибыл к назначенному времени только через два дня, когда сражение было уже проиграно и полковник А.Н. Де Пьери был уже мертв, а военнослужащие, оставшиеся в живых, уже успели поспешно отойти на левый берег Терека. Узнав о судьбе предыдущего отряда правительственных войск, российский аристократ не рискнул проследовать той же лесной дорогой к мятежному селению, жители которого всего за несколько лет до произошедшего принесли письменную присягу подданства за возможность свободно проживать на равнине и пользоваться всеми окрестными угодьями.

В сложившейся ситуации граф Степан Степанович принял возможно единственно правильное решение и направился в тот же день 8 июля к соседнему большому селению Алхан-Юрт. Однако его поспешный отход от эпицентра возмущения необычайно воодушевил сторонников шейха Мансура, придав им еще большую уверенность в своих силах, что имело свои дальнейшие последствия. Произведя несколько прицельных выстрелов по чеченскому селению и не получив в ответ ни одного, командир отряда направил на рекогносцировку команду уральских казаков. Обнаружив селение покинутым, иррегулярная кавалерия в поисках следов скрывшихся жителей направилась к ближайшей переправе на реке Сунжа, где и попала под прицельный ружейный огонь.

Оживленная перестрелка с взаимными наскоками и выпадами продолжалась в течение двух часов, пока у чеченцев, державшихся вблизи густого леса, опасавшихся действия артиллерии не закончились ружейные заряды. Они отошли вглубь лесного массива, потеряв убитыми до 30 человек включая алхан-юртовского старшину Ахтана, названного в последующем рапорте князем (!), а также алдынского старшину Осман-хаджи, присланного с большой партией на помощь самим шейхом Мансуром. Главный виновник событий предпочел не появляться около селения Алхан-Юрт, предоставив возможность жителям самостоятельно выпутываться из беды, накликанной им же не желая рисковать только что приобретенной репутацией победителя неверных.

Уральские казачьи сотни и драгунские эскадроны Астраханского полка приступили к планомерному уничтожению покинутого чеченского селения, а также подожгли уже дозревающие хлебные нивы. Пытаясь спасти остатки урожая и принадлежавшую им домашнюю скотину в количестве до 200 голов, горцы, выйдя из леса попытались атаковать в очередной раз, но были отбиты метким артиллерийским огнем и стремительной атакой кавалерии. Завершив разрушение ближайшего селения к местожительству шейха Мансура, правительственные войска оставив после себя злость и желание отомстить за уничтоженное имущество, вернулись на территорию Малой Кабарды. Здесь же бригадир граф С.С.Апраксин поспешил составить в выгодный тонах для себя победный рапорт о достигнутых успехах в подавлении возмущения горцев, к которым Светлейший князь Г.А.Потёмкин Таврический отнеся весьма скептически и подверг критическому разбору. Тем более именно он рекомендовал своему двоюродному брату назначить во главе военной экспедиции для поимки объявившегося пророка опытного полковника А.Н. Де Пьери, гибель которого приписывал в том числе и медлительности командира вспомогательного отряда.

Уральские казаки. Конец XIX- начало XX века
Уральские казаки. Конец XIX- начало XX века

Однако это был несомненно малый, но успех правительственных войск на фоне предыдущего поражения от тех же горцев, поэтому по итогам всей кампании на Северном Кавказе за 1785 г. бригадир граф С.С.Апраксин был удостоен ордена “Святого Владимира” 3-й степени. В следующем году не без усилий влиятельных родственников в высших сферах Санкт-Петербурга он поочередно был произведен сначала в генерал-майоры с последующим назначением шефом Астраханского драгунского полка и пожалованием еще одного ордена “Святой Анны”. Как говорится военная служба на Северном Кавказе единственного сына фельдмаршала вполне состоялась, а полученный боевой опыт в столкновениях с горцами оказался полезен в последующих кампаниях и был в дальнейшем не раз отмечен.

В свою очередь Светлейший князь Г.А.Потёмкин Таврический причины поражения у чеченского селения Алды видел в самонадеянности полковника А.Н. Де Пьери недооценившего противника, которому пришлось сражаться в привычных условиях и сумевшего навязать свою тактику ведения боя в лесных зарослях. Не осталось без необходимого внимания нерасторопность бригадира графа С.С.Апраксина, а также командира Моздокского казачьего полка генерала И.Д.Савельева, припозднившегося к месту сражения и прибывшего с основными иррегулярными сотнями, когда уже пришлось спасать от полного разгрома отступающие подразделения правительственных войск.

Степан Степанович Апраксин Портрет работы Ж. Б. Лампи, ГТГ
Степан Степанович Апраксин Портрет работы Ж. Б. Лампи, ГТГ

Подробный анализ поражения, свидетельствует, что Светлейший князь Г.А.Потёмкин Таврический, никогда не бывавший в этих местах Кавказа, был достаточно хорошо о них осведомлен. Прекрасно знал расположение горских селений, возможные пути подхода к ним, понимал события, происходившие у северокавказских народов, соседних феодальных владетелей и др. Он не только указывал на допущенные серьезные просчеты, но и давал соответствующие наставления на их устранение, в первую очередь по отношению к чеченцам. Считал, что прежде, чем приступать к уничтожению нескольких селений необходимо было объяснить их жителям, что от них требовалось и напомнить на каких условиях им предоставили возможность обживать равнинные земли. Напомнить о принесенных ранее присягах российского подданства и потребовать, если и не безусловной выдачи шейха Мансура, что являлось весьма проблематичным, но его немедленного удаления и прекращения враждебных проповедей. Предварительно объяснить о возможных последствиях отказа, чтобы чеченцы четко понимали в случае чего к их жилищам может последовать военная экспедиция правительственных войск.

Абрек. Х.Т.Седиев
Абрек. Х.Т.Седиев

Григорий Александрович считал, что при подобном развитии событий можно было с большой долей вероятности ожидать не столь дружных действий чеченцев, часть из которых с большим опасением относилась к замыслам появившегося пророка и совсем не верила в его благие намерения. Большинство чеченцев и не собирались менять устоявшиеся столетиями адаты на проповедуемый пророком шариат, дававший определенные преимущества только малой части горского общества. После же наказания не только виновных, произошла консолидация горцев в едином стремлении отомстить за смерть близких, а положение шейха Мансура необычайно упрочилось и стоило ожидать скорых осложнений в северокавказском регионе. Фаворит императрицы Екатерины II Алексеевны предстает в несколько ином свете от того, как его зачастую представляли в советских кинокартинах, изнеженным вельможей, страдающего принципами хандры и присваивающего себе заслуги подчиненных.

В свою очередь Светлейший князь Г.А.Потёмкин Таврический отдавал и должное предводителю движения горцев шейху Мансуру совершенно неожиданно появившегося на политическом небосклоне Северного Кавказа. О серьезности этой личности свидетельствует и тот факт, что ближайшие правители турецких правителей держали его деятельность в поле своего пристального внимания, в частности паша крепости Анапа. Григорий Александрович отмечал талант шейха Мансура, как отличного организатора, сумевшего разрозненные горские партии, не всегда мирно уживавшиеся между собой собрать воедино. Для российского полководца стало удивительным, что предводителю чеченцев удалось добиться выполнения своих приказов и точного их исполнения, что и стало залогом победы у селения Алды.

Кавказские войска. Ф.Рубо
Кавказские войска. Ф.Рубо

До этого момента было принято считать, что безусловно храбрые чеченцы, победы над которыми давались и до этого не легко, одновременно являлись и крайне недисциплинированными воинами. Трудно было ожидать от простого горца военных талантов, а также его признание, как руководителя от большого количества чеченцев, отличительной чертой которых являлась вольность во всем, за которую они готовы были сражаться с каждым кто на нее покушается. Именно в этом и заключается одно из наиболее поразительных достижений шейха Мансура, в отличие от всевозможных ханов, князей, беков и др. До него это никому не удавалось, да и позже чеченцы подчинялись только достаточно очень ограниченному кругу руководителей, что является отличительной чертой всего народа.

Харизматичный лидер горцев достаточно наглядно продемонстрировал, чего можно ожидать в скором будущем, если не принять соответствующие упредительные меры. Сумев объединить горцев единой целью во главе угла которой являлась военная добыча, шейху Мансуру еще не удалось сформировать общую идеологию на основе религии, к чему чеченцы оказались еще не готовы. Это становилось делом ближайшего будущего для мусульманских богословов, но пока что шейх Мансур на волне неожиданного успеха решил крупными силами атаковать Кавказскую линию.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.