В Семилукском районе Воронежской области появилось необычное для региона предприятие – ферма по выращиванию синих австралийских раков. Помимо того, что от обычных раков они отличаются внешним видом, они еще и имеют более насыщенный креветочный вкус, быстрее растут и гораздо мясистее. О том, как появилась идея создания такой фермы и какое будущее ее ждет, мы узнали у ее основателей – Владимира Абрычкина и Сергея Пивнева.
– Расскажите, почему решили заняться таким экзотическим бизнесом.
– Австралийские раки быстро растут, поэтому бизнес рентабельный. Именно это стало для нас основополагающим в 2020 году, когда мы задумались о создании подобной фермы. Тогда мы начали прорабатывать логистику, пробурили водяную скважину, проверили воду, чтобы раки жили в благоприятной среде. В итоге остановились на селе Девица: тут курская трасса, место равноудалено от города и дач. Всё рядом, очень удобно.
– Австралийские раки будут дороже обычных?
– Стандартная цена обычных раков на рынке – 2,3 тыс. рублей за килограмм. Наши будут стоить где-то от 3 тыс. до 5 тыс. за килограмм. Понимаете, ведь это еда, она индивидуальна. Человек вскрывает синих раков и видит, что в них мяса чуть ли не в два раза больше, чем в обычных. Поэтому наши раки будут востребованы. Мы даже не открылись еще, а у нас уже хотят покупать. Сейчас мы на стадии наладки продаж. Планируем пока торговать с фермы в розницу. Будем искать потребителя, оптовика. Также планируем открыть точку в Юго-Западном районе на выезде из Воронежа. Там очень большая транспортная проходимость по выходным дням.
– Расскажите о мощностях фермы.
– Вообще при слове «ферма» все всегда представляют сарай (смеются – прим. ред.). Это не так. Мы запустились три месяца назад. Сейчас у нас уже полностью укомплектованы два первых этажа, они с бассейнами для разведения раков и мальков, сейчас строится третий. Мы находимся в здании, так сказать, пилотного ангара. По нашей задумке, в будущем должны появиться еще три таких же ангара, а также административное здание, где, возможно, мы будет проводить дегустации. В июне планируем сделать официальное открытие фермы. Ожидаемая мощность по выращиванию – 1,5 тонны раков в месяц.
– Когда планируете запустить остальные очереди фермы?
– Попытаемся на следующий год сделать, если государство, конечно, поможет.
– Вы под какие-то программы господдержки подпадаете?
– Да, поддержка должна быть, но мы ничего не получали. Власти говорят, что помогут. Но как это будет работать, мы пока не понимаем.
Вообще мы видим сейчас одно. Есть свиноводство – оно в Воронеже на мировом уровне. Таким отраслям выделяют огромное количество денег. Конечно, и малых предпринимателей в эксклюзивных отраслях тоже поддерживают. Но мы хотим это почувствовать.
– У вас ферма будет круглогодичная?
– Да. Вообще, в России есть фермы, которые разводят австралийских раков, но мало кто знает, как это правильно делать. В основном в южных регионах весной малька сажают в пруды, а осенью уже собирают подросших раков. Мы же сделали промышленное производство, нацеленное на получение ежемесячного товарного рака. Сейчас у нас уже полный цикл, мы автономны, имеем маточник и систему дороста. Любая ферма, где ты каждый год ждешь заселения, – это простой и убытки. Поэтому обычно первый запуск осуществляется на закупках, а параллельно делается свой маточник.
Кстати, мы планируем проводить экскурсии по нашей ферме, в которые будет входить дегустация раков. Займемся экотуризмом.
– Какие особенности выращивания австралийских раков?
– Первое – это стабильная температура от 25 до 27 градусов, второе – аэрация воздуха, третье – нужный биохимический анализ воды. Мы его берем два раза в неделю. Очистка воды играет огромную роль. У нас она тройная. Это биологический фильтр, механический фильтр и ультрафиолетовый.
Австралийские раки живучее наших. Наш рак экологичный, он спит полгода, а потом, проснувшись, сидит в холодной воде. Австралийские же раки не такие, они живут в озерах, речках и к теплоте более устойчивые.
– Сейчас экономически непростое время. Вы ощутили это на своем бизнесе?
– На нас это никак не сказалось. У нас всё рассчитано на продажу в Воронеже. Потребители раков – это узкий сегмент, на котором кризис не скажется. А с учетом того, что российского рака хищнически уничтожают, мы будем вдвойне привлекательны для нашего покупателя.
– А откуда вы знаете столько тонкостей в разведении раков? У вас какое-то образование профильное?
– Нет. Образование у нас – экономист и дорожник. Есть подобное производство, где мы брали маток. У них всё узнали, а дальше опытным путем пошли.
– Расскажите о самом интересном. Чем же австралийские раки отличаются от обычных?
– Они более устойчивые ко всем загрязнениям. Также они отличаются по вкусу – у них нет привкуса тины. А по объему мяса они больше обычных в 1,5 раза.
– Ваша ферма называется «Лобстер Черноземья». Почему не «Раки Черноземья»?
– Для русского уха это звучит негармонично.
– Ваша ферма – единственная в регионе?
– В таком масштабе – единственная в России. Если кто-то хочет сказать другое, пусть заявит о себе. Большинство имеет только мелкие производства.
– Сколько человек работает на вашей ферме?
– Порядка шести человек. В будущем планируем обеспечить до 40 новых рабочих мест.