Соединить Казань и Екатеринбург стальной магистралью намеревались еще в 1860-х. Тогда же были проведены изыскания по так называемому южному направлению через Сарапул и Красноуфимск, которому и отдали предпочтение при выборе трассировки. Однако по ряду причин проект еще на протяжении нескольких десятилетий оставался нереализованным, хотя казалось, что в середине 1870-х работы непременно начнутся.
О направлении железной дороги в Сибирь // Иркутские Епархиальные ведомости. — Иркутск, 1874. — №24 (14 июня). — С. 8:
«Известие о решении комитета министров строить сибирскую железную дорогу по южному направлению быстро разнеслось по городу и произвело самое благоприятное впечатление. В торговых и промышленных кружках в этом решении видят новый залог процветания первопрестольной столицы. Из Нижнего, Казани и Екатеринбурга получаются телеграммы столь же восторженно приветствующие выбор южного направления».
Масштабная стройка стартовала лишь в 1914-м. Работы развернули одновременно на нескольких участках. Из-за сложного рельефа на линии пришлось возводить семь бетонных виадуков и пять однопутных тоннелей, включая объект недалеко от Ревды на участке Дидино – Ильинка. Его протяженность составила 1,1 км, высота — около 6 м, ширина — почти 5 м.
Первый сквозной поезд из Москвы в Екатеринбург пришел летом 1920-го, хотя движение для пассажирских составов от второго до Красноуфимска открыли чуть раньше, о чем сообщала пресса тех лет.
Первый поезд в Красноуфимск // Пермская земская неделя. — Пермь, 1919. — №7 (23 марта). — С. 9:
«Главным начальником края от управляющего красноуфимским уездом г. Нефедьева получена следующая телеграмма: "14-го марта военные и гражданские члены, земское и городское, самоуправления, представители торгово-промышленников, крестьяне и духовенство во главе крестного хода со святыми хоругвями встретила первый поезд, прибывший в Красноуфимск". Таким образом, еще один город Пермской губернии присоединился к общерусской железнодорожной сети».
Непосредственно дорогу через хребет Шайтанский увал, как отмечается в ряде источников, проложили в 1918-м. Информации о том, как строили Дидинский тоннель, сохранилось мало — проект реализовывался в непростой период истории. Техники в распоряжении строителей было немного, поэтому большинство работ приходилось проводить вручную. Проходку одновременно вели с обоих концов. Дорогу проложили с технологически плавным искривлением.
Порталы тоннеля возвели в форме средневековых башен (по крайней мере, напрашивается такая аналогия). Своды выкладывали камнем. Позднее, во времена СССР, некоторые участки забетонировали. Внутри сделали порядка полутора десятков ниш (три из них ведут в дренажную систему), где путейцы могли укрыться во время движения поезда. Примерно посередине тоннеля проложили вентиляционную шахту.
С началом Гражданской войны «железка» от Казани до Екатеринбурга по сути оказалась по разные линии фронта — западные участки достраивали красные, а восточные, включая сооружение через горную преграду — белые. Адмирал А. В. Колчак, отступая за Урал, стал одним из первых, кто проехал по тоннелю.
В годы советской власти этот стратегический объект тщательно охранялся. На протяжении 77 лет по нему регулярно курсировали поезда. Однако, несмотря на сложную дренажную систему, вода тем не менее проникала в тоннель и ее постоянно откачивали. А зимой рабочим приходилось чистить рельсы от наледи.
Из-за сырости тоннель медленно разрушался и к концу 1980-х движение по нему уже считалось небезопасным, скорость пришлось ограничить до 10 км/ч, что сказывалось на пропускной способности. В связи с этим было принято решение о прокладке обходного пути. Последний состав прошел по старому маршруту в конце 1995-го, после чего вся железнодорожная инфраструктура была демонтирована.
Заброшенный и медленно разрушающийся тоннель стал со временем излюбленным местом туристов. В 2000-х ввиду его аварийного состояния входы были закрыты сеткой, но она довольно быстро куда-то пропала. К сожалению, для сохранения этого объекта после его закрытия практически ничего не предпринималось.
В 2022-м на одном из порталов появилась надпись «Все проходит», примерно в центре тоннеля — «И это пройдет», а на противоположном входе — «Ничего не проходит». Автором этого примечательного арт-объекта, отсылающего к легенде о кольце царя Соломона, стала команда уральских уличных художников ПСЛЧ.